Требования к перевозке опасных грузов на автомобильном транспорте

Приложение 1

ПЕСТИЦИДЫ

ГЕРБИЦИДЫ – средства для уничтожения сорной растительности ;

ИНСЕКТИЦИДЫ - для уничтожения вредных насекомых;

НЕМАТОЦИДЫ – для уничтожения круглых червей ;

ЗООЦИДЫ – для уничтожения грызунов ;

ЛИМАЦИДЫ – для уничтожения молюсков и слизней ;

ФУКТИЦИДЫ – для уничтожения возбудителей грибковых заболеваний ;

БАКТЕРИЦИДЫ – для уничтожения бактерий ;

ДЕФОЛИАНТЫ – средства предуборочного обезлиствления ;

ДЕФЛОРАНТЫ – для удаления излишних цветков и завязей ;

ГИБЕРРЕНИНЫ – регуляторы роста и развития растений ;

РЕПЕЛЛЕНТЫ – отпугивающие вещества .

Приложение 2

МИНЕРАЛЬНЫЕ УДОБРЕНИЯ
ФОСФОРНЫЕ
АЗОТНЫЕ
КАЛИЙНЫЕ
МИКРОУДОБРЕНИЯ

Суперфосфат
Препицитат

Томасшлак
Фосфорная

Мука

Селитры
( аммиачная, натриевая, калиевая, кальциевая )
Сульфат аммония
Аммиачная вода
Карбамид
Хлористый калий
Сильвинит

Каннит

Калийные соли кислот

Бор содержащие
Медь содержащие

Марганец содержащие

Цинк содержащие

Молибдено содержащие

Приложение 3

ПОДКЛАССЫ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
Номер
Наименование подкласса
класса подкласса

1

1.1 Взрывчатые материалы с опасностью взрыва массой

1.2 Взрывчатые материалы, не взрывающиеся массой

1.3 Взрывчатые материалы пожароопасные, не взрывающиеся массой

1.4 Взрывчатые материалы, не представляющие значительной опасности

1.5 Очень нечувствительные взрывчатые материалы

1.6 Изделия чрезвычайно низкой чувствительности

2

2.1 Невоспламеняющиеся неядовитые газы

2.2 Ядовитые газы

2.3 Воспламеняющиеся ( горючие ) газы

2.4 Ядовитые и воспламеняющиеся газы

3

3.1 Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки менее минус 18° С в закрытом тигле

3.2 Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не менее минус 18° С, но менее 23° С в закрытом тигле

3.3 Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не менее 23 ° С, но не более 61° С в закрытом тигле

4

4.1 Легковоспламеняющиеся твердые вещества

4.2 Самовозгарающиеся вещества

4.3 Вещества , выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой

5

5.1 Окисляющие вещества

5.2 Органические пероксиды

6

6.1 Ядовитые вещества

6.2 Инфекционные вещества

7 Радиоактивные материалы на подклассы не разделены

8

8.1 Едкие и ( или ) коррозионные вещества, обладающие кислотными свойствами

8.2 Едкие и ( или ) коррозионные вещества, обладающие осноовными свойствами

8.3 Разные едкие и ( или ) коррозионные вещества

9

9.1 Грузы не отнесенные к классам 1-8

9.2 Грузы, обладающие видами опасности, проявление которых представляет опасность только при их транспортировании навалом водным транспортом

Приложение 4

ПЕРЕЧЕНЬ ГРУПП << ОСОБО ОПАСНЫХ ГРУЗОВ >> ПО

ГОСТ 19433 - 88

1. Взрывчатые вещества класса 1, кроме подклассов 1.4; 1.5 и 1.6.

2. Радиоактивные вещества класса 7.

3. Невоспламеняющиеся неядовитые газы окисляющие.

4. Ядовитые газы окисляющие.

5. Ядовитые газы окисляющие, едкие и ( или ) коррозионные.

6. Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки менее минус 18 ° С ядовитые.

7. Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки менее минус 18 °С едкие и ( или ) коррозионные.

8. Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки от минус 18 ° С до плюс 23 ° С едкие и ( или ) коррозионные.

9. Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки от минус 18 ° С до плюс 23 ° С ядовитые, едкие и ( или) коррозионные.

10. Легковоспламеняющиеся твердые, вещества едкие и ( или ) коррозионные.

11. Легковоспламеняющиеся твердые вещества саморазлагающиеся при температуре не более 50 ° С с опасностью разрыва упаковки.

12. Самовозгорающиеся твердые вещества ядовитые.

13. Самовозгорающиеся твердые вещества едкие и ( или ) коррозионные.

14. Вещества, выделяющие горючие газы при взаимодействии с водой, легковоспламеняющиеся.

15. Вещества, выделяющие горючие газы при взаимодействии с водой, самовозгорающиеся и ядовитые.

16. Вещества, выделяющие горючие при взаимодействии с водой, легковоспламеняющиеся, едкие и ( или ) коррозионные.

17. Окисляющие вещества ядовитые, едкие и ( или ) коррозионные.

18. Органические пероксиды взрывоопасные, саморазлогающиеся при температуре не более 50°С.

19. Органические пероксиды саморазлагающиеся при температуре более 50 °С.

20. Органические пероксиды взрывоопасные.

21. Органические пероксиды без дополнительного вида опасности.

22. Органические пероксиды едкие для глаз.

23. Органические пероксиды легковоспламеняющиеся.

24. Органические пероксиды легковоспламеняющиеся, едкие для глаз.

25. Ядовитые вещества, летучие без дополнительного вида опасности.

26. Ядовитые вещества, летучие легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки не более 23°С.

27. Ядовитые вещества, летучие легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки больше 23°С, но не более 61°С.

28. Ядовитые вещества, летучие едкие и ( или ) коррозионные.

29. Едкие и ( или ) коррозионные, обладающие кислотными свойствами ядовитые и окисляющие.

30. Едкие и ( или ) коррозионные, обладающие кислотными свойствами, окисляющие.

31. Едкие и ( или ) коррозионные, обладающие кислотными свойствами, ядовитые.

32. Едкие и ( или ) коррозионные, обладающие основными свойствами, легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки от 23°С до 61°С.

33. Едкие и ( или ) коррозионные, обладающие основными свойствами, окисляющие.

34. Едкие и ( или ) коррозионные разные, ядовитые и окисляющие.

35. Едкие и ( или ) коррозионные разные, легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки не более 23°С.

36. Едкие и ( или ) коррозионные разные, легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки от 24°С до 61°С.

37. Едкие и ( или ) коррозионные разные, ядовитые.

Приложение 5

СПИСОК ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ - вещества, материалы и изделия, обладающие свойствами, проявление которых в транспортном процессе может привести к гибели или заболеваниям людей и животных, а также к взрыву, пожару, повреждению сооружений и транспортных средств, отнесение к которым основано на соответствующих квалификационных показателях и критериях (ГОСТ 19433 – 88 ).

ВЗРЫВЧАТОЕ ВЕЩЕСТВО - это твердое или жидкое вещество ( или смесь веществ ), которое само по себе способно к химической реакции с выделением газов такой температуры и давления и с такой скоростью, что это вызывает повреждение окружающих предметов.

ПИРОТЕХНИЧЕСКОЕ ВЕЩЕСТВО - это вещество или смесь веществ, предназначенная для производства эффекта в виде тепла, огня, звука, газа или дыма, или комбинаций в результате самоподдерживающейся изотермической химической реакции, протекающей без детонации. Пиротехнические вещества, даже если они не выделяют газов, относятся к взрывчатым.

ВЗРЫВЧАТОЕ ИЗДЕЛИЕ - это изделие, содержащее одно или несколько взрывчатых веществ.

Обязанность и ответственность участников перевозки опасных грузов

Грузоотправитель опасных грузов при наличии договора представляют в автотранспортную организацию заявку на перевозку, а при отсутствии договора – разовый заказ на перевозку.
После принятия заявки грузоотправитель должен представить 4 экземпляра товарно-транспортной накладной ( 1 экз. – у грузоотправителя
2 экз. - грузополучателю
3 экз. - автотранспортной организации)
и аварийную карточку системы информации об опасности, заполнение которой производится по данным изготовителя опасных веществ. Для особо опасных грузов предоставляется специальная инструкция, разработанная организацией – изготовителем.
При подготовке опасного груза к перевозке грузоотправитель обязан: проверить целостность и исправность тары (упаковки), наличие маркировки, пломб, а также соответствие оборудования и технического оснащения погрузочно – разгрузочной площадки установленным требованиям.
На каждое транспортное средство грузоотправитель обязан представить паспорт безопасности вещества (материала) по ГОСТ 50587 – 93.
При выполнении погрузочно-разгрузочных работ необходимо соблюдение утвержденной в установленном порядке инструкции по технике безопасности.
В случае необходимости совместной перевозки различных классов опасных грузов с грузами общего назначения, погрузка и закрепление их в кузове должны производиться с учетом требований п. 2.7. «Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом».
Грузоотправитель после разгрузки обязан очистить кузов автомобиля от остатков опасных грузов и при необходимости произвести дегазацию, дезактивацию или дезинфекцию.
Обязанности автотранспортных организаций включают в себя:
- дооборудование и оснащение транспортных средств;
- специальная подготовка или инструктаж обслуживающего персонала, занятого на работах с опасными грузами и обеспечение их СИЗ;
- водители транспортных средств обеспечиваются информационными карточками СИО;
- при аварии или инциденте в процессе перевозки первичная ликвидация их последствий до прибытия аварийной бригады и спецслужб осуществляется водителем и сопровождающим ответственным лицом в соответствии с требованиями специальной подготовки или инструктажа.

Организация погрузочно-разгрузочных работ и требования к временному хранению опасных грузов

Контроль за погрузочно – разгрузочными операциями опасных грузов на транспортные средства ведет ответственное лицо (сопровождающее груз) – представитель грузоотправителя (грузополучателя).
Загрузка транспорта допускается до использования его полной грузоподъемности. При перевозке «особо опасных грузов» загрузка производится в объеме и порядке, оговоренных специальными инструкциями, разрабатываемыми изготовителями грузов.
Погрузка, разгрузка и крепление опасных грузов на транспортном средстве осуществляется с соблюдением мер предосторожности, без толчков, ударов, чрезмерного давления на тару, с применением механизмов и инструментов, не дающих при работе искр.
Погрузочно – разгрузочные работы проводятся при выключенном двигателе автомобиля и водитель находится за пределами установленной зоны, если это оговорено в инструкции грузоотправителя. За исключением случаев, когда приведение в действие грузоподъемных или сливных механизмов, установленных на автомобиле, обеспечиваются работой его двигателя.
Работы по погрузке и выгрузке опасных грузов проводятся на специально оборудованных постах, при этом на них может находиться только одно транспортное средство.
Присутствие посторонних лиц на постах не разрешается.
Погрузочно – разгрузочные работы со взрыво и огнеопасными грузами во время грозы – запрещены.
Погрузочно – разгрузгрузочные работы с опасными грузами ручным способом, ведутся с соблюдением мер личной безопасности персонала.
Грузозахватные устройства должны исключать опасность повреждения тары и произвольного падения груза.
Перемещение бочек с опасными грузами ведется по специально устроенным подкладкам, трапам и настилам.
Бутылки с опасными грузами, упакованные по ГОСТ 26319 – 84 «ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ, ПОСТАВЛЯЕМЫЕ ДЛЯ ЭКСПОРТА. УПАКОВКА», при погрузке и разгрузке должны перемещаться на специальных тележках. При переноске их за ручки корзин – проверяется прочность ручек и дна корзин. Запрещается переносить бутыли на спине, плече или перед собой.
Посты погрузки, выгрузки и перегрузки опасных грузов, и места стоянки автомобилей выбираются на настоянии не ближе 125 метров от жилых и производственных строений, грузовых складов, не ближе 50 метров от магистральных дорог.
При гололеде территория погрузки и выгрузки посыпается песком.
Заправка автомашин, груженных горючими и взрывоопасными грузами на АЗС общего пользования или ПАЗС производится на специально оборудованной площадке, расположенной на расстоянии не менее 25 метров от территории АЗС, нефтепродуктами, полученными на АЗС в металлические канистры (п. 12.19 «Правил технической эксплуатации стационарных и передвижных АЗС», утвержденных Госкомнефтепродуктом РСФСР 15.04.81г)
Подъемно – транспортное оборудование должно отвечать требованиям техники безопасности, содержатся в полной технической исправности, отвечать требованиям противопожарной безопасности, правилам Госгортехнадзора, иметь надежные ограждения для предохранения грузов от падения.
Лебедки для подъема груза, устройства изменения вылета стрелы должны оборудоваться двумя тормозами. А при наличии одного тормоза нагрузка. Не должна превышать 75% от номинальной грузоподъемности.
Электродвигатели на грузоподъемных машинах должны быть во взрывобезопасном исполнении.
В некоторых случаях автотранспортные организации, перевозящие опасные грузы, вынуждены осуществлять их временное хранение на своих складах и грузовых станциях. К ним предъявляются следующие требования:

Это помещения (одноэтажные), навесы и открытые площадки. В ряде случаев с разрешения противопожарной инспекции
допускается хранить опасные грузы в заглубленных в грунт хранилищах (землянках). Но все они должны отвечать требованиям безопасности и быть оборудованными необходимыми техническими средствами.
Материалы стен, отсеков для хранения опасных грузов должны быть не сгораемыми, трудно сгораемыми и обладать высокой химической стойкостью. Отопление помещений паровыми системами высокого давления и печами категорически запрещается. Двери складов делают огнестойкими. Оконные проемы застекляют и закрывают с внутренней стороны металлической сеткой.
При хранении грузов под навесами или на открытых площадках, опасные грузы располагают на расстоянии более 25 метров от ближайших строений, а сами площадки оборудуются сплошными настилами высотой более 15 см. Желательно упаковки с опасными грузами предохранять от воздействия погодных условий (дождь, снегопад), накрывая их влагонепроницаемыми материалами, имеющими огнестойкую пропитку.
Особое внимание при организации хранения опасных грузов следует уделить средствам контроля и сигнализации: приборы контроля за состоянием воздушной среды; пожарные извещатели; индикаторы о наличии до взрывоопасных концентраций веществ в помещениях и др. Освещение хранилищ только электрическое с защитой от токов короткого замыкания. Для хранения особо опасных грузов вся электроарматура и приборы во взрывобезопасном исполнении (с высокой степенью герметичности).
Все складские помещения оборудуют системой молниезащиты.

Технические требования к автомобильным транспортным средствам и их оснащению

Опасные грузы должны перевозиться только специальными и специально приспособленными для этих целей транспортными средствами.
Систематически используемая техника для перевозки ВВ и легковоспламеняющихся веществ должна иметь выпускную трубу глушителя, вынесенную в сторону перед радиатором с наклоном (допустимо выводить ее в правую сторону вне кузова или цистерны и зоны топливной коммуникации).
Топливный бак удаляется или отделяется перегородкой от двигателя и аккумуляторной батареи, электрических проводов и выпускной трубы и располагается так, чтобы в случае утечки горючего оно выливалось на землю, не попадая на перевозимый груз. Бак должен иметь защиту (кожух) со стороны днища и боков. Топливо не должно подаваться в двигатель самотеком.
В случае разового использования автомобиля для перевозки опасных грузов классов 1 – 5, допускается установка на выходное отверстие выпускной трубы глушителя искрогасительной сетки.
Требования к электрооборудованию транспортных средств при перевозке опасных грузов классов 1,2,3,4,5:

- номинальное напряжение не должно превышать 24в;
- провода защищены бесшовной оболочкой, не подвергаемой коррозией, рассчитаны таким образом, что полностью предотвращают ее нагрев;
- электросеть защищена от повышенных нагрузок плавкими предохранителями (заводского изготовления) или автоматическими выключателями;
- электропроводка прочно крепиться, и располагается таким образом, чтобы она не пострадала от ударов, трения о конструктивные части автомобиля и была защишена от тепла, выделяемого системой охлаждения и отвода отработавших газов;
- если аккумуляторы расположены не под капотом двигателя, то они должны находиться в филируемом отсеке из металла;
- в автомобиле должно быть приспособление для отключения аккумулятора от электрической цепи с помощью двухполюсного выключателя, расположенного как можно ближе к аккумулятору. Привод управления выключателем должен быть как в кабине водителя, так и снаружи машины, быть доступным и обозначаться отличительным знаком. Конструкция выключателя должна быть такова, чтобы контакты могли размыкаться при работающем двигателе не вызывая опасных перегрузок в цепи.
- Внутри кузовов транспорта не должно быть наружных электропроводов за оградительной сеткой, цоколи без резьбы;
- Машины оборудуются металлической заземлительной цепочкой с касанием земли на длине 200мм и металлическим штырем для защиты от статических и атмосферных разрядов на стоянке.

Кузов типа фургон должен быть: прочным, закрытым, без щелей, оборудоваться системой вентиляции в зависимости от перевозимого груза; двери оборудуются замками; конструкция дверей не должна снижать жесткость кузова; внутренняя обивка из материалов не вызывающих искр, дерево имеет огнестойкую пропитку. Брезентовый тент из трудно воспламеняющейся и непромокаемой ткани, крепится металлическими рейками или цепями с запорным приспособлением и прикрывает борта на 200мм ниже их уровня.
Транспортное средство по всей ширине цистерны имеет бампер (предохраняющий от ударов), на расстоянии 100мм от задней стенки цистерны или выступающей арматуры, соприкасающейся с перевозимым веществом.
Трубопроводы и вспомогательное оборудование цистерн, установленные в верхней части резервуара, должно быть защищено от повреждения в случае опрокидывания.
Автомобили для перевозки опасных грузов, должны иметь следующий исправный инструмент и оборудование:
- набор ручного инструмента для аварийного ремонта транспорта;
- огнетушители, лопату, песок для тушения пожара;
- не менее одного противооткатного упора на каждый транспорт;
- фонарь автономного питания с мигающими (или постоянными) огнями оранжевого цвета в пожаробезопасном исполнении;
- ночью на стоянке, при плохой видимости или если огни транспортного средства неисправны, на дороге должны устанавливаться фонари оранжевого цвета (перед и сзади транспорта на расстоянии 10м);
- аптечка и средства нейтрализации перевозимых веществ и СИЗ водителя и сопровождающего персонала.

Транспортные средства должны быть оборудованы номерными и опозновательными знаками. Таблицы системы информации прочно крепятся спереди на бампере и сзади автомобиля перпендикулярно его продольной оси не закрывая номерных знаков и внешних световых приборов, и не выступая за габариты транспорта.
При перевозке опасных грузов применение газогенераторных транспортных средств не попускается.
Транспортные средства могут включать не более одного прицепа или полуприцепа.
Требования к таре и упаковке:

- опасные грузы допускаются к перевозке в таре и упаковке соответствующей ГОСТ 26319 – 84, обеспечивающей сохранность грузов при погрузке, разгрузке, транспортировке и хранении;
- масса брутто каждого места и емкости не должна превышать предельных параметров, установленных в нормативной документации на опасные грузы;
- материал тары и прокладочных материалов должен быть инертным по отношению к перевозимому грузу;
- пластмассовая тара должна быть непроницаемой для содержимого, не поддаваться размягчению и не становиться хрупкой под воздействием температур и старения;
- гофрированные и другие картонные ящики должны быть прочными и водоустойчивыми. Перевозка опасных грузов в картонных ящиках бывших в употреблении – запрещается;
- стеклянные бутыли (сосуды) должны быть плотно закупорены и помещены в прочные ящики, обрешетки, корзины с промежутками, заполненными инертными прокладочными и поглощающими материалами. Горлышко бутылки не должно выступать за кромку корзины;
- металлическая тара, требующая герметичного закрытия должна запаиваться или оборудоваться завинчивающимися пробками с прокладками и стопорами, иметь надписи, указывающие величины пробного давления и даты последнего испытания;
- баллоны для транспортировки жидкостей и газов с большим давлением паров должны отвечать требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.
- Заполнение сосудов перевозимыми жидкостями должно составлять 90% от их полной емкости (а для водного аммиака и сжиженных углеводородных газов – 85%);
- Тара с опасным грузом должна быть надежно закреплена в кузове автомобиля. Регламентация перевозок опасных грузов в контейнерах устанавливается разделом 14 «Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»;
- При использовании дополнительной наружной тары, не противоречащей требованиям, предъявляемым к таре, на ней проставляются предписанные предупредительные надписи и манипуляционные знаки по ГОСТ 14192 – 77 « Маркировка грузов»;
- При совместной упаковке нескольких опасных веществ или их совместной упаковке с другими грузами внутренняя тара должна быть такой, чтобы в случае аварии или разрушения внутренней тары могут произойти опасные реакции;
- Знаки опасности наносятся:
= на упаковках в форме параллелепипеда на боковой, торцевой и верхних поверхностях (прил. 14 );
= на бочках – на одном из днищ и на обечайках с двух противоположных сторон;
= на мешках – в верхней части у шва с двух сторон;
= на кипах и тюках – на торцевой и боковой поверхностях;
= на других видах тары знаки наносятся в наиболее удобных и видимых местах.
Манипуляционные знаки наносятся после знаков опасности.
Если груз обладает более чем одним видом опасности, то на упаковку наносятся все знаки опасности, указывающие виды этих опасностей. Номер класса, наносится на знаке основного вида опасности.

Оформление транспортно – сопроводительных документов и организация движения по маршруту

Важное значение в организации перевозок опасных грузов имеет транспортно – сопроводительная документация, которая выполняет следующие функции:

является связующим транспортным звеном между автотранспортной организацией, грузоотправителем и грузополучателем;

позволяет осуществлять контроль за техническим состоянием транспортных средств и состоянием здоровья обслуживающего персонала;

устанавливает технологию ликвидации последствий инцидента с конкретным видом опасного груза;
является основой для проведения расчетов за перевозку и решения вопросов о взаимной имущественной ответственности;
определяет утвержденный маршрут перевозки опасных грузов.

Данные функции транспортно – сопроводительной документации охватывают все фазы перевозочного прогресса, обеспечивая четкое выполнение коммерческих операций при перевозках опасных грузов.
К группе транспортно – сопроводительных документов относятся:

- товарно – транспортная накладная;
- путевой лист;
- сертификат (о проведении подготовительных работ к перевозке опасных грузов);
- свидетельство о допуске водителя транспортного средства к перевозкам опасных грузов;
- свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов (соответствие технического состояния требованиям Правил дорожного движения и Правил перевозок опасных грузов);
- аварийная и информационные карточки системы информации об опасности;
- маршрут перевозки.

При перевозке автомобильным транспортом «особо опасных грузов» грузоотправитель (грузополучатель) должен получить разрешение на перевозку от органов внутренних дел по месту его нахождения. С этой целью грузоотправитель (грузополучатель) подает в ОВД по месту приема груза к перевозке заявление, с указанием в нем наименования опасного груза, количества предметов и веществ, маршрута перевозки, лиц, ответственных за перевозку, и лиц охраняющих груз в пути следования.
К заявлению прилагаются следующие документы:
- аварийная карточка системы информации об опасности (прил. 7 );

- маршрут перевозки разработанный автотранспортной организацией и согласованный с грузоотправителем (грузополучателем) (прил. 8 );

- свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов (прил. 9 ).
Разрешение выдается на одну или несколько идентичных перевозок, а также партию грузов, перевозимых по установленному маршруту, на срок не более 6 месяцев.
Отметку о разрешении транспортировки «особо опасного груза» производят на бланке маршрута перевозки (в правом верхнем углу) с указанием срока действия разрешения.
Разрешение на перевозку ядерных материалов и радиоактивных веществ выдается органами Госатомнадзора России.
Перевозка «особо опасных грузов» допускается при надлежащей охране и обязательно в сопровождении специального ответственного лица – представителя грузоотправителя (грузополучателя), знающего свойства опасных грузов и умеющего обращаться с ними.
Необходимость сопровождения специалистами других опасных грузов, не отнесенных к «особо опасным грузам», определяет грузоотправитель (грузополучатель). Сопровождающие лица и военизированная охрана выделяются грузоотправителем (грузополучателем).
В случае, когда сопровождение опасного груза возлагается на водителя автомобиля, он должен быть проинструктирован грузоотправителем (грузополучателем) перед отправкой груза по правилам обращения и перевозки его.
Товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно – материальных ценностей и расчетов за их перевозку автотранспортом. Накладная состоит из 2 – х разделов – товарного и транспортного. Перевозки опасных грузов предъявляют ряд требований к каждому из этих разделов при их заполнении у грузоотправителя.
Товарный раздел на опасный груз заполняют, указывая в графе 6 номера веществ по списку ООН и класс (подкласс) опасного груза, а на верхнем свободном поле, делая отметку красным цветом «Опасный груз».
В транспортный раздел той же формы вносят следующие специальные пометки:

в графе 1 повторяется запись товарного раздела (номер вещества ООН, его класс;
в графе 2 записывают дату выдачи сертификата на опасный груз;
в графе 12 раздела погрузочно – разгрузочных операций фиксируют дополнительные операции по обеспечении безопасности работ (применение специальных грузозахватных приспособлений, анализ груза на определение степени опасности, контроль за состоянием окружающей среды и т.д.);

в строке «Транспортные услуги» указывают все дополнительные операции по перевозке опасных грузов, проводимые автотранспортной организацией в соответствии со статьей договора на перевозку (экспедирование, погрузка – разгрузка, выделение автомобиля прикрытия, охрана и т.д.).
В товарно- производственной накладной запрещается делать исправления, связанные с переадресовкой опасного груза. Все вопросы переадресовки решаются до начала перевозки при выполнении всех необходимых требований по безопасности перевозочного процесса и в этом случае выписывается новая товарно - транспортная накладная.
Путевой лист – основной первичный учетный документ, который при выдаче его водителю транспортного средства, перевозящего опасные грузы, заполняется с учетом особенностей данного вида перевозок.
В графе 21 и 22 заносят маршрут перевозки в соответствии с требованиями обеспечения безопасности, на верхнем свободном поле лицевой стороны делают отметку красным цветом «Опасный груз». В разделе «Особые отметки» фиксируют номер опасного вещества по списку ООН. Если нет возможности разместить маршрут перевозки опасного груза в отведенных для этой цели графах, его помещают на отдельном бланке маршрута перевозки как приложение к путевому листу и заверяют подписью диспетчера и печатью автотранспортной организации.
Сертификат, (прил. 10) полученный экспедитором клиента или по договоренности водителя транспортного средства у грузоотправителя, является дополнением к товарно-транспортной накладной и сдается грузополучателю после окончания перевозки. Сертификат определяет качественные характеристики опасного груза, подготовленного к перевозке грузоотправителем.
Свидетельство о допуске водителя транспортного средства к перевозке опасных грузов выдается после прохождения инструктажа или обучения по специальной программе, учитывающей особенности конкретного вида или группы опасных веществ, предъявленных к перевозке в соответствии с положениями договора и планового задания автотранспортной организации.. В свидетельстве фиксируется дата проведения медицинского осмотра водителей для определения состояния их здоровья, возможного участия в перевозке груза, в зависимости от его опасных свойств.
Свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов (прил. 9 ), удостоверяющее, что данный автомобиль оборудован и находится в техническом состоянии, отвечающем требованиям безопасности перевозок, выдается органами ГАИ.
Кроме перечисленных документов на транспортном средстве должна находиться (у экспедитора и у водителя) аварийная карточка системы информации об опасности. Информационными карточками СИО, содержащими краткие предписания по ликвидации последствий инцидентов в зависимости от применяемого хода экстренных мер, снабжаются все сотрудники ГАИ, контролирующие выполнение перевозок опасных грузов. Все транспортно – сопроводительные документы, используемые на перевозках опасных грузов (кроме путевого листа и товарно-транспортной накладной), являются одной из отличительных черт организации этого перевозочного процесса.
При перевозке транспортно – сопроводительные документы находятся в кабине водителя (аварийная карточка должна находиться непосредственно у эксперта или водителя) в месте, позволяющем обеспечивать их сохранность даже в результате возникновения инцидента. Повторение практически во всех документах номера вещества по списку ООН не случайно. Это позволяет провести полную идентификацию перевозимого груза в любых инцидентных ситуациях без участия обслуживающего персонала и приступить к ликвидации последствий инцидента.
После выполнения перевозок все транспортно – сопроводительные документы, кроме сертификата, сдают диспетчеру автотранспортной организации. Учет путевых листов и товарно – транспортных накладных производится в соответствии с требованиями Общих правил перевозок грузов и Устава автомобильного транспорта.
Свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов сдают механику, отвечающему за его техническое состояние и переоборудование.
Информационную таблицу транспортного средства – инженеру по безопасности дорожного движения (технике безопасности), назначенному приказом руководителя автотранспортной организации за этот вид перевозок.
Водителю транспортного средства рекомендуется иметь адреса и телефоны автотранспортной организации, грузоотправителя, грузополучателя, дежурных частей ГАИ, расположенных по маршруту движения.
Важным звеном организации перевозок опасных грузов является применение транспортных элементов системы информации об опасности (СИО). Основным назначением этих элементов СИО является предупреждение водителей других транспортных средств о необходимости повышенного внимания при разъезде с автомобилями, перевозящими опасные грузы, и работников органов ГАИ, осуществляющих контроль за техническим состоянием транспортных средств и соблюдением маршрута перевозки, о перемещении в их районе опасных грузов.
В настоящее время на территории РФ действует единая система информации об опасности при перевозках опасных грузов автомобильным транспортом, состоящая из:
информационных таблиц для транспортных средств (прил. 11 );
аварийной карточки системы информации об опасносности для определения мероприятий по ликвидации последствий инцидента (прил. 15 );
специальной окраски и надписи на транспортных средствах;
информационной карточки системы информации об опасности для расшифровки кода экстренных мер (КЭМ), указанного в информационной таблице (прил. 15 ).
Информационные таблицы СИО изготавливают организации, производчщие опасные вещества, и представляют их автотранспортным организациям для установки спереди и сзади транспортного средства перпендикулярно его продольной оси, но, не перекрывая номерных знаков и внешних световых приборов и не выступая за габариты транспортного средства. Устройство для крепления таблиц должны обеспечивать их надежную фиксацию. Информационные таблицы изготавливают из огнестойких материалов. Габаритные размеры информационных таблиц СИО должны соответствовать чертежу (прил. 11 ). При изготовлении и окраске таблиц соблюдают следующие требования:
общий фон таблиц белый; фон граф КЭМ и № ООН – оранжевый;
рамка таблицы, линии разделения граф, цифры и буквы текста выполняются
черным цветом;
наименование граф (КЭМ, №ООН) и надпись в знаке опасности «САМО-
ВОЗГОРАЕТСЯ» выполняется белым цветом;
рамка знака опасности наносится черным цветом на расстоянии 5мм
от кромок знака, линией имеющей толщину не менее 5мм;
толщина букв в графах КЭМ и №ООН не менее 15мм, на знаке опасности
не менее 3мм;
толщина рамки и разделительных линий таблицы равна 10 мм.
Написание буквенно - цифрового кода экстренных мер осуществляется в любом порядке букв и цифр. Краски, применяемые при изготовлении таблиц должны быть светоотражающими и стойкими к воздействию перевозимых опасных грузов.
Аварийная карточка СИО заполняется по единой форме в организации – изготовителе грузов и прилагается в дополнение к путевому листу. Аварийная карточка должна находиться на транспортном средстве, перевозящем опасные грузы, или на автомобиле прикрытия. При сопровождении опасного груза представителям грузоотправителя (грузополучателя) аварийная карточка находится у него.
Информационная карточка СИО выполняется на плотной бумаге размером 130Х60мм. На лицевой стороне карточка имеет расшифровку информационных таблиц СИО, на оборотной стороне приведены образцы знаков опасности. Цифрами обозначен КЭМ при пожаре и утечке, а также информация о возможности попадания веществ в сточные воды. Буквами обозначен КЭМ при защите людей:
Д – нужны дыхательные аппараты, перчатки;
П - нужны дыхательный аппарат и перчатки только при пожаре;
К - нужен полный защитный комплект одежды и дыхательный аппарат;
Э - необходима эвакуация людей.
Кузова транспортных средств, постоянно занятые на перевозках опасных грузов окрашиваются в опознавательные цвета установленные для этих грузов с соответствующими надписями:
МЕТАНОЛ – оранжевый цвет с черной полосой и с надписью оранжевой краской по обечайке «МЕТАНОЛ – ЯД!»;
АММИАК - цвет любой и надпись «АММИАЧНАЯ ВОДА. ОГНЕОПАСНО»;
Вещества, реагирующие с водой с выделением легковоспламеняющихся газов – цвет синий и надпись «ОГНЕОПАСНО»;
Самозгорающиеся вещества – низ – красный, верх – белый, надпись черной краской «ОГНЕОПАСНО»;
Легковоспламеняющиеся вещества – цвет – оранжевый, надпись «ОГНЕОПАСНО»;
Вещества, поддерживающие горение – цвет – желтый, надпись «ОГНЕОПАСНО / ЕДКОЕ ВЕЩЕСТВО»;
Едкие вещества – цвет желтый с черной полосой по обечайке, на которой желтая надпись «ЕДКОЕ ВЕЩЕСТВО».
Все буквы размером 150мм.
Организация СИО возлагается на автотранспортное предприятие при технической содействии грузоотправителей – грузополучателей.
Схемы документооборота опасных и особо опасных грузов приведены в (прил. 13 ).
Маршруты перевозок согласовываются с подразделениями Госавтоинспекции, на территории которых находятся автотранспортные предприятия, при прохождении маршрута по территории нескольких подразделений Госавтоинспекции согласование идет с вышестоящими органами ГАИ – города, области, МВД.
Для согласования маршрута представляют:
- свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасного груза;
- разработанный маршрут по установленной форме (3экз);
- инструкция на перевозку опасного груза, для «особо опасных грузов», предоставленную грузоотправителем (грузополучателем) и разрешение на транспортировку грузов, выданное органами МВД РФ.
Документы подают за 10 суток до начала перевозки. Срок действия согласованного маршрута не более 6 месяцев.
При выборе маршрута избегать:
населенных пунктов;
зрелищных;
учебных;
лечебных учреждений;
крупных предприятий;
архитектурных памятников;
природных заповедников.
Предусмотреть места стоянок для отдыха, питания и заправки – удаленные от жилых помещений на 200метров с обязательным съездом с проезжей части. В общем случае запас хода транспортного средства должен быть не менее 500 км, и оно должно быть оборудовано дополнительными баками.
Заправка на азс общего назначения категорически запрещена!

При движении предполагается выбор:
- скоростных режимов движения (устанавливаются ГАИ при согласовании маршрута);
- порядок стоянок для отдыха и в случае аварии (автотранспорт устанавливается на стояночные тормоза или противооткатные упоры);
- проверку крепления перевозимых грузов.
При движении колонны:
- интервал по горизонтальному участку не менее 50 метров;
- на подъемах и спусках интервал не менее 300 метров;
- старшие колонны в кабине первого автомобиля;
- сопровождение ГАИ для колонны более 10 машин;
- автомобиль прикрытия движется впереди со смещением в левую сторону относительно ряда движения с тем, чтобы его габарит выступал по ширине за габариты сопровождаемых автомашин. Он оборудован проблесковыми маячками желтого цвета, которые, однако, не дают ему право преимущественного проезда;
- движение автомобилей осуществляется с включенными фарами ближнего цвета;
- при перевозке груза колонны от 5 и более машин, в ней участвуют резервные порожние машины, движущиеся в конце колонны.
Все эти особенности и другие мероприятия по безопасности движения указываются в разделе «Особые условия движения» - маршрута перевозки.

Лицензирование грузов и нормативно – правовая база

В целях обеспечения безопасности перевозок опасных грузов автомобильным транспортом и по исполнении постановления Правительства РФ от 26. 02. 92. № 118 «Положение о лицензировании перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств на автомобильном транспорте Российской Федерации», от 24. 12.94 № 1418 « О лицензировании отдельных видов деятельности» и приказа Российской транспортной инспекции от 1. 08.94 №18 лицензированию подлежит деятельность организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также предпринимателей, осуществляющих городские, пригородные, междугородние, межреспубликанские и международные перевозки опасных грузов.
Срок действия лицензии на перевозку опасных грузов устанавливается до одного года. Допускается выдача лицензии на разовую перевозку опасных грузов на конкретный срок, испрашиваемый заявителем.
1. Пакет документов, необходимый для получения лицензии на перевозку опасных грузов, включает в себя:

1.1. заявку на получение лицензии с обязательным указанием класса, подкласса и наименования опасного груза, на перевозку которого испрашивается лицензия;
перечень подвижного состава, предназначенного для перевозок опасного груза;

технический паспорт на подвижной состав, предназначенный для перевозок опасного груза;

копию свидетельства о регистрации организации с отметкой налоговой инспекции (с предъявлением подлинника);

приказ о назначении лица, ответственного за эксплуатацию автотранспорта и организацию перевозок;

копию документа, подтверждающего профессиональную пригодность руководителя организации или уполномоченных им для руководства лицензируемой деятельностью (диплом об окончании специального учебного заведения или документа, подтверждающего работу по специальности не менее 5 лет);

копию свидетельства об аттестации исполнительных руководителей и специалистов, связанных с безопасностью движения, на право занятия ими этих должностей с предъявлением подлинника (совместный приказ министерства транспорта РФ и министерства труда РФ от 11.03.94г. № 13/11 «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта».

список водителей с указанием их непрерывного стажа работы в качестве водителей транспортных средств категорий С и Е (не менее 3 лет) и данными, подтверждающими прохождение ими специальной подготовки по утвержденной программе для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов;

сертификат на соответствие работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, перевозящих опасные грузы, и их специального оборудования требованиям безопасности для жизни, здоровья, имущества граждан и окружающей среды;

свидетельство о допуске автотранспортного средства к перевозке опасного груза конкретного класса и наименования, выдаваемое органами ГАИ (Инструкция по обеспечению безопасности перевозок опасных грузов автомобильным транспортом, приказ МВД СССР от 23. 09.85 № 181);

паспорт безопасности вещества (материала);

полис страхования гражданской ответственности перевозчика от возможного ущерба имущественным интереcам третьих лиц.

1.2. Для получения лицензии на перевозку опасных грузов подкласса 6.1 (ядовитые вещества) помимо документов, указанных в п. 1.1, требуются временные разрешения, выдаваемые Министерством здравоохранения Российской Федерации.
1.3. Для получения лицензии на перевозку опасных грузов класса 7 (радиоактивные материалы) помимо документов, указанных в п.1.1, требуются временные разрешения, выдаваемые Госатомнадзором России;

В соответствии с Положением о Порядке выдаче временных разрешений Госатомнадзора России на деятельность по производству, обращению и использованию радиоактивных веществ и изделий на их основе (утверждено приказом Госатомнадзора России от 25. 05. 93г. № 53, зарегистрировано Минюстом России 28. 05. 93г., № 263);

В соответствии с Положением о порядке выдачи временных разрешений Госатомнадзора России на проведение работ с применением оборудования, приборов и аппаратуры, содержащих радиоактивные вещества и изделия на их основе, и проведение контроля за радиоактивной обстановкой (утверждено постановлением Госатомнадзора России от 17. 09.93 г. №9, зарегистрировано Минюстом России 04. 10.93г., рег. №356).

Российская транспортная инспекция организует экспертную оценку представленных сведений с целью проверки фактического наличия и достаточности условий, необходимых для осуществления деятельности по перевозке опасных грузов.
Выдача лицензии на перевозку опасного груза (или уведомление об отказе в ее выдаче) осуществляется Российской транспортной инспекцией в 30 – дневный срок со дня регистрации заявки. В лицензии обязательно указывается класс, подкласс и наименование опасного груза, на перевозку которого выдана лицензия.
Лицензионные условия.
Владелец лицензии обязан выполнять требования законодательных актов и нормативно – методических материалов, перечисленных в приложении 6 , а также других действующих на территории Российской Федерации документов, регламентирующих лицензируемую деятельность.
Лицензия на перевозку опасного груза выдается только после уплаты заявителем лицензированного сбора.
Владелец лицензии на перевозку опасных грузов не имеет права передавать ее другому юридическому или физическому лицу.
Основание и порядок, по которому может быть приостановлено действие или аннулирована лицензия на перевозку опасных грузов, определены постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.94 № 1418 « О лицензировании отдельных видов деятельности», а также « Положением о лицензировании перевозочной, транспортно экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств на автомобильном транспорте в Российской Федерации» от 26. 02. 92г. №118.
Российская транспортная инспекция применяет санкции за нарушение лицензионных условий в соответствие со ст. 157 – 3 Кодекса об административных нарушениях.
Приостановление или аннулирование лицензии на перевозку опасных грузов в Российской Федерации с применением административных мер может производиться Российской транспортной инспекцией в соответствии с « Инструкцией по организации в органах Российской транспортной инспекции производства по делам административных правонарушений» (утверждена приказом Министерства транспорта РФ от 26. 04. 93г. №28, зарегистрировано Минюстом РФ 20.07.93 г.)
О приостановлении действия или аннулирования лицензии ее владелец информируется в письменном виде не позднее 7 дней со дня принятия решения. В 10 – дневный срок после уведомления об аннулировании лицензии ее владелец обязан сдать лицензию и лицензионные карточки в орган, выдавший лицензию.
Контроль за соблюдением требований, предъявляемых к владельцу лицензии, осуществляется органами контроля Российской лицензионной палаты, Российской транспортной инспекцией, органами государственного надзора ( Госавтоинспекцией, Госатомнадзором, Госгортехнадзором, Госсанэпиднадзором, Минприроды РФ).
Жалобы на действие сотрудников Российской транспортной инспекции рассматриваются начальником Российской транспортной инспекции, на действия отделений Российской транспортной инспекции – Российской транспортной инспекцией, на действия Российской транспортной инспекции – Министерством транспорта РФ.
О результатах рассмотрения жалоб сообщается заявителю не позднее 20 дней с момента их поступления.
Действия Российской транспортной инспекции могут быть обжалованы также в судебные органы в установленном порядке.


 

При перепечатке обязательна активная обратная ссылка с указанием источника статьи: http://mafen.ru/. Вы также можете приобрести статьи на бирже