Инвестирование в произведения искусства

Еще год тому назад значительная часть инвестиционного сообщества была уверена в том, что арт-рынок и в особенности рынок современных произведений искусства: не будет подвержен негативному воздействию мирового экономического кризиса. Специалисты считали, что сверх богатые люди не перестанут вкладывать средства, чтобы не происходило с мировой экономикой, что новые покупатели произведений искусства (не только русские, но и китайцы, а также добрая половина мировых хеджевых фондов) будут каким-то образом удерживать цены. Предполагалось также, что обвал цен на другие активы заставит инвесторов больше вкладывать в произведения искусства.

В первом полугодии 2008 г. цены фантастически выросли и даже в конце года, когда снижались цены на другие активы, индекс Mei Moses, показывающий состояние дел на аукционах, снизился всего лишь на 4,5%.
Этому явлению можно найти весьма простое объяснение. На рынке произведений искусства владельцами самых дорогих экземпляров редко оказываются коллекционеры как таковые. Ими, как правило, являются крупные магнаты, занимающиеся отличным от искусства бизнесом и использующие своих «Пикассо» и «Хёрстов» под обеспечение кредитов. Это означает, что в трудные времена у них есть сильнейший стимул сохранять высокие цены на произведения искусства, что они и делают, перебивая цены на аукционах.
Предположим, что вы владелец пяти картин одного художника стоимостью $2 млн. каждая, и кредиты под них составляют приблизительно $8 млн., значит, вам требуется больше денег, чтобы подстраховаться от неудачи в другом месте. Наилучший способ добиться этого — поднять цену на другую подобную картину того же художника до $3 млн., и тогда в одночасье стоимость вашей коллекции будет уже не $10 млн., а все 15, что позволит вам получить объем кредитов на $5 млн. В трудные времена вам выгодно удерживать аукционную цену на подобную картину в пределах $2 млн., не позволять ей опускаться ниже. Можно пользоваться ценностью, связанной с той дополнительной выгодой, которую она обеспечивает. Идея того, что дилеры и коллекционеры сговорились удерживать цены, широко обсуждалась в прошлом году в преддверии масштабной продажи картин Дамьена Хёрста на аукционе Сотбиc, когда оказалось, что его дилер поднял стоимость лотов на 40%.

Тем не менее, ни один рынок не в состоянии бесконечно поднимать цены. В первом квартале 2009 г. индекс Mei Moses снизился на 35%. И, следовательно, великий бум на современные произведения искусства оказался всего лишь еще одним мыльным пузырем. Недостатка в предложении не было никогда, а спрос оказывался в большей степени спекулятивным, чем рациональным, поскольку инвестиции в произведения искусства существуют всегда. Истина заключается в том, что арт-рынок обладает всеми теми качествами, которые нежелательны для ваших инвестиций, а именно:

1) Этот рынок является неликвидным: если вы хотите продать, то вам нужно найти частного покупателя, либо соответствующий аукцион и убедить аукционный дом принять ваше произведение искусства, а затем дожидаться, когда начнется аукцион.
2) Он ужасно непрозрачный: у нас есть возможность видеть аукционные цены, но кто знает, какие цены в спешке получают перекупщики от дилеров?
3) Он очень зависит от моды и, кроме того, если вам не удалось заполучить то, что принадлежало умершему художнику (т.е. некий объем предложения), который был признан хорошим несколько десятилетий назад, то вы почти гарантировано потеряете деньги.

При анализе, очевидно, что индексы, отражающие аукционные цены, на протяжении десятилетий не отставали от американского фондового индекса S&P 500, но большая часть произведений искусства не обладает достаточной ценностью, чтобы попасть на тот аукцион, на который ориентируется индекс. Индекса, отслеживающего красивую картину с рыбацкими лодками, которую вы купили за $500 в какой-нибудь маленькой галерее десять лет назад, просто не существует, как не существует индекса, который бы подсказал, что случится с ценами на картины какого-нибудь подающего надежды художника с течением времени. Если бы такие индексы существовали, то, возможно, мы бы обнаружили, что произведения искусства в целом всегда «не доигрывают» по сравнению с любыми другими возможными инвестициями. Предположим, что, имея это в виду, вы только что купили картину Эмили Грегори-Смит. Вряд ли вы сможете продать ее потом за ту цену, которую заплатили (в этом смысле наиболее оригинальные картины чем-то похожи на новые автомобили), и с течением времени ее ценность будет полностью зависеть от того, согласятся ли с вами другие люди, что Грегори-Смит — прекрасный художник. Если с вами согласятся немногие, то ваша картина будет стоить не больше стоимости энергии, которую она выработает, если вы решите ее сжечь. Другими словами, просто радуйтесь тому, что она у вас есть и не особенно рассчитывайте получить за нее больше, во всяком случае, пока.

В случае если требуется получать материальные ценности от третьего лица в течение определенного периода времени, то потребуется образец доверенности юридического лица, выдаваемый на выполнение совокупности однородных действий, а именно – специальная доверенность.

Инвестирование в произведения искусства

 

При перепечатке обязательна активная обратная ссылка с указанием источника статьи: http://mafen.ru/. Вы также можете приобрести статьи на бирже