Капитал и свобода

Довольно часто приходится слышать и читать утверждения различного рода экспертов и обозревателей о, якобы, безответственности российских олигархов. И о том, что вот, если бы у них такая ответственность была, тогда бы они сразу вернули свои капиталы в Россию. Начали бы строить города и предприятия, страна бы тогда начала бурно развиваться, и никакие кризисы нам были бы нипочём.

Однако все эти рассуждения зиждутся на одной фундаментальной ошибке, от раза к разу повторяющейся. Суть в том, что капитализм (и рыночная экономика, как одно из его воплощений) олицетворяет собой мир абсолютной несвободы. И даже наиболее могущественные в этом мире люди – капиталисты, не могут быть свободны от власти капиталов. Хотя и считаются их номинальными владельцами. Однако, на самом деле, это капитал владеет капиталистом, а не наоборот.

Нет смысла погружаться сейчас в дебри анализа, выясняя, что же такое есть капитал. Достаточно наблюдений за тем, как ведут себя разные его «слуги» в одних и тех же обстоятельствах. Это позволяет сделать вывод о том, что для любого капиталиста безоговорочным приоритетом является возрастание капитала. И эта главная цель диктует все сознательные действия, направленные на максимизацию прибыли и минимизацию убытка.

Более того, любой внимательный и честный (хотя бы, перед самим собой) исследователь, рано или поздно придёт к выводу: капитал вполне может рассматриваться, как некое масштабное и самостоятельное явление, воздействующее на всё и на всех вокруг. Кое-кто даже сравнивает его с некой гигантской амебой, единственной функцией которой является бесконечное самовозрастание во всех направлениях. Как в количественном измерении, так и в географическом – занимая всё новые и новые территории. И что намного важнее, всё новые и новые ниши в общественных отношениях.

А теперь, вернёмся к отечественным олигархам. Вдруг, каким-то чудом, они проникнутся патриотическими чувствами и социальной ответственностью перед народом, что тогда? Беда в том, что сколько бы ни пускали в действие новых производств, норма прибыли для России, при прочих равных, всегда будет ниже, чем в Индии, Китае или Бразилии. В результате чего, российский олигарх станет проигрывать конкурентную борьбу другим олигархам, владеющим предприятиями в том же Китае. И та часть капитала, которой он номинально владеет, станет уменьшаться или, как минимум, возрастать менее быстрыми темпами, чем у конкурентов.

Как только обозначатся подобные тенденции, дни нашего капиталиста (в качестве олигарха, разумеется) будут сочтены. Проигрыш в конкурентной борьбе, для современного состояния бизнес-отношений, означает только одно: упомянутые предприятия перейдут к другому владельцу. Состоится ли это в результате банкротства или в более мягкой форме – не так уж важно.

Важно другое, банкротство или нет, но капитал (в виде стоимости активов предприятия) никуда не пропадает – он только меняет своего слугу. С менее расторопного на более ловкого и удачливого, и неважно, как его зовут: господин Абрамович, мистер Сорос, или ещё как-нибудь. Таким образом, мы сами можем легко убедиться в том, что капитал, навязывая капиталисту свою цель (самовозрастание), лишает его воли и самостоятельности. Используя, при этом, его деловые качества, изворотливость и смекалку.

А любой олигарх-капиталист, решивший вдруг взбунтоваться и действовать в ином направлении, несовместимом с задачей максимально возможного роста капитала, немедленно свой капитал утратит. И именно, поэтому, любая система отношений, в которую проникает капитал, быстро становится системой абсолютной несвободы. Поскольку в ней главной целью становится извлечение прибыли, и избавление от убытков.

С этой точки зрения, капитализм, есть интереснейшая и, одновременно, жутчайшая эпоха. Которую характеризуют, во-первых, нечеловеческое целеполагание, а во-вторых, полное отсутствие свободы. И в этом смысле, любой олигарх ничем не отличается от какого-нибудь рабочего на своих же собственных предприятиях. Размеры его полномочий умещаются в очень узкие рамки, масштаб которых жёстко продиктован «вышестоящей инстанцией».

При капитализме, рыночные отношения (со всей их спецификой) проникают во все уголки общественной жизни. И это отличает капитализм от всех прочих эпох: упомянутое выше, нечеловеческое целеполагание, навязывается всему обществу, а не только классу предпринимателей.

Если в средние века основной целью существования человека декларировалось спасение его души, а в античные времена Древнего Рима и Древней Греции во главу всего ставился человек, в ипостаси гражданина, то для наших дней характерны задачи, вообще, никак не связанные с человеком. Капитализм навязывает людям существование ради получения прибыли и её накопления, то есть, ради самовозрастания капитала.

И в этой связи, глупо было бы отрицать пользу и безусловный успех построения СССР. У нас до сих пор принято огульно критиковать советскую экономику с её «диктатом плана», дескать, куда ей против относительной свободы рыночной экономики? Однако, в этом случае, критики упускают из вида главное – советская экономика не диктовала задач обществу, а наоборот, стояла на службе у него. Общество выбирало себе цель, и этой цели подчинялась экономика. Можно много спорить о том, насколько ошибочными были цели, и насколько эффективна (или неэффективна) была экономика, но нельзя отрицать сам факт того, что общество не зависело от экономических отношений – оно само их формировало.

Самое смешное заключается в том, что Советский Союз критикуют, именно, за это: за то, что экономика подчинялась идеологии. Но сейчас мы воочию можем наблюдать полностью противоположную картину, и отчётливо осознать, насколько мы несвободны в капиталистическом обществе. Нас заманили в него при помощи лозунга «Обогащайся!», однако только теперь становится понятно, что этот лозунг не имеет никакого смысла, по отношению к основной массе людей – наёмным работникам. Мы по определению не имеем ни единого шанса встать в один ряд с потомственными финансовыми воротилами, уровня Ротшильда или Рокфеллера.

Поэтому, в своё время, и было сформировано на Западе, так называемое, общество потребления. Девиз «Потребляй!» стал своеобразной уценённой копией лозунга «Обогащайся!», для низших слоёв населения. С его помощью, в ловушку капитализма удалось заманить тех людей, которые ещё в двадцатом столетии протестовали против него. Теперь же, мы становимся свидетелями завершающей стадии процесса: самовозрастание капитала достигло физических пределов нашей планеты – расти дальше уже некуда. На наших глазах, эта амеба начинает пожирать сама себя. И главный вопрос современности звучит так: сумеет ли выжить человечество в результате распада капиталистической модели хозяйствования?


 

При перепечатке обязательна активная обратная ссылка с указанием источника статьи: http://mafen.ru/. Вы также можете приобрести статьи на бирже