Объект налогообложения и определение места реализации

Объект обложения НДС установлен ст. 146 НК РФ. Согласно ее п. 1 объектами обложения данным налогом признаются:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом для целей исчисления НДС реализацией признается и передача прав собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе;
2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций. Отметим, что предусмотренный данным подпунктом объект налогообложения относится только к деятельности организаций. Он может быть применим лишь к тем плательщикам, для которых обязательно применение норм НК о налогообложении прибыли организаций, а предприниматель не является плательщиком налога на прибыль организаций;
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления. Как уже отмечалось нами выше, выполнение предпринимателем строительно-монтажных работ в личных целях также не образует объекта НДС. Объектом обложения НДС могут стать только строительно-монтажные работы, выполненные предпринимателем на объектах, предназначенных для использования в его предпринимательской деятельности;
4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Для правильного исчисления налоговой базы по НДС налогоплательщику важно четко представлять себе, что понимается налоговым законодательством под терминами «товар», «работа» и «услуга».

Как видим, определение объекта обложения НДС, приведенное в НК РФ, существенно отличается от экономического смысла данного налога, вытекающего из его названия. Ведь по своей экономической сути объектом обложения НДС является вновь созданная добавленная стоимость.

Такое видимое различие связано в первую очередь с принятым в РФ методом взимания данного налога, а не изменением его коренной сути. Применяемый у нас так называемый инвойсный метод взимания НДС принят законодателями как технически более удобный и легче контролируемый. При этом способе расчета и изъятия части произведенной налогоплательщиком добавленной стоимости сумма НДС, непосредственно подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (товары, работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Кроме того, имеет свои нюансы и сама техника расчета НДС (начисление НДС с авансов, зачет НДС с оплаченных нереализованных запасов МПЗ и т.п.). Ее применение приводит к тому, что рассчитанная сумма НДС по итогам отдельно взятого налогового периода не будет равна его величине, если бы она была исчислена именно как часть реально полученной налогоплательщиком добавленной стоимости за данный период времени. Такое равенство принципиально может быть достигнуто только при полном завершении всего производственного цикла и всех расчетов с покупателями и заказчиками.

Еще один фактор, являющийся причиной вышеназванного расхождения, заключается в том, что законодатель несколько расширил понятие объекта налогообложения, включив в него ряд объектов, никак не связанных с образованием у налогоплательщика именно добавленной стоимости.

Например, по общему правилу под реализацией понимается передача прав собственности на товары, осуществляемая на возмездной основе. Однако безвозмездная передача прав собственности также может рассматриваться как реализация. Но это возможно как исключение в случаях, специально предусмотренных НК РФ. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ в целях исчисления НДС передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

Говоря об объекте обложения НДС, следует отметить, что ст. 146 НК РФ прямо оговаривает и перечень операций, которые не признаются объектом налогообложения по НДС, а следовательно, при совершении которых данный налог не уплачивается. В ее п. 2 указывается, что в их число включаются в первую очередь операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК РФ (то есть операции, не признаваемые реализацией), а также названы еще шесть таких случаев.

Понятно, что из числа всех объектов обложения НДС наиболее распространенным является именно реализация товаров (работ, услуг). Но согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектами обложения НДС являются только операции по реализации, совершенные исключительно на территории Российской Федерации. Если местом такой реализации будет территория любого другого государства, то объекта налогообложения НДС по таким операциям не возникает.

Согласно п. 2 ст. 39 НК РФ место и момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяются применительно к каждому конкретному налогу в соответствующих главах части второй Кодекса. В гл. 21 НК РФ этому вопросу посвящены ст. ст. 147 и 148. Правила определения места реализации товаров (работ, услуг) важно внимательно изучить и знать не только лицам, являющимся налогоплательщиками НДС, но и всем другим. Это связано с тем обстоятельством, что даже если лицо не является налогоплательщиком НДС, оно все равно обязано исполнять функции налогового агента по НДС, наличие или отсутствие каковых во многих случаях связано именно с правильным решением вопроса о месте реализации соответствующих товаров (работ, услуг).

Порядок определения места реализации товаров рассмотрен в ст. 147 НК РФ. Согласно ей для целей исчисления НДС местом реализации товаров признается территория РФ при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

- товар находится на территории РФ и не отгружается и не транспортируется;
- товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ.

Первый случай наиболее часто применим для ситуаций, связанных с реализацией недвижимого имущества.
Что касается второго случая, то тут важно учитывать, что налоговое законодательство разделяет термины «отгрузка» и «реализация», а следовательно, и момент перехода права собственности. Поэтому для определения места реализации товаров важно установить, где именно находился товар в момент начала его отгрузки или транспортировки, а место перехода права собственности на данный товар к покупателю значения не имеет. Часто этот вопрос является камнем преткновения для экспортеров и лиц, занимающихся транзитной продажей товаров. Так, для экспортеров важно, что они имеют право на ставку НДС 0%, если товар экспортируется из России (то есть местом его реализации является РФ). И они имеют полное право на нулевую ставку, если товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ. При этом не важно, какие условия поставки по Инкотермс 2000 предусмотрены в их контракте с инофирмой и в каком месте к ней переходит право собственности на экспортируемый товар.

Правила ст. 148 НК РФ, устанавливающие порядок определения места реализации работ и услуг, являются более сложными. Кратко расскажем о них.
Они состоят из общего случая и особых случаев, прямо оговоренных в данной статье. Но в любом случае для подтверждения места выполнения работ (оказания услуг) налогоплательщик должен иметь соответствующие документы. Такими документами являются контракт с иностранным предприятием, а также документы, подтверждающие выполнение работ или оказание услуг (например, акт). Исходя из того, что п. 4 ст. 148 НК РФ возлагает обязанность подтверждать место выполнения работ (оказания услуг) на самого налогоплательщика (налогового агента), при невыполнении им этого условия местом реализации работ (услуг) будет признаваться территория РФ.

Так как же налогоплательщик должен определять место выполнения работ (оказания услуг)?

В общем случае (пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ) таким местом будет считаться Россия, если их исполнителем является организация (предприниматель), деятельность которой осуществляется на территории России (то есть, иными словами, в большинстве случаев это означает, что они зарегистрированы в России и имеют ИНН).

Иной порядок определения места реализации установлен для случаев, прямо перечисленных в пп. 1, 2, 3, 4, 4.1 и 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ. Согласно им местом реализации таких работ (услуг) признается исключительно территория России.
Кроме того, в п. 1.1 ст. 148 НК РФ содержится закрытый перечень случаев, когда в целях НДС местом реализации работ (услуг) территория Российской Федерации не признается.

Вместе с основными работами (услугами) по договору исполнитель может оказывать и вспомогательные работы (услуги). При этом согласно п. 3 ст. 148 НК РФ если реализация работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к основным работам (услугам), то и вспомогательные работы (услуги) считаются реализованными там же, где и основные. Если же эти работы (услуги) не связаны с основными, то определить место их реализации следует так, как это предусмотрено для конкретного вида работ (услуг). Однако то, какие именно работы (услуги) относятся к вспомогательным или как их определить, в НК РФ не установлено. Поэтому на практике это часто приводит к спорам с проверяющими.


 

При перепечатке обязательна активная обратная ссылка с указанием источника статьи: http://mafen.ru/. Вы также можете приобрести статьи на бирже

Налогообложение доходов индивидуальных предпринимателей