Воздействие опасных грузов на человеческий организм и окружающую среду

Наряду с непрерывным совершенствованием всех звеньев технологий перевозочного процесса, в центре внимания специалистов автомобильного транспорта остаются вопросы безопасности движения и предотвращения аварий с опасными грузами.
Особенно важное значение имеет экологический аспект перевозок опасных грузов. Воздействие опасных веществ, перевозимых различными видами транспорта, на окружающую среду может вызвать необратимые изменения, и даже гибель флоры и фауны.
Особенно ощутимые отклонения от экологического равновесия вызывают пароисшествия – инциденты (аварии) с опасными грузами. Например, загрязнение рек и морских побережий при разливе нефтепродуктов, гибель или заболевание животных при попадании химических веществ в сточные воды, уничтожение лесных массивов в результате пожара, возникшего при перевозке легковоспламеняющихся веществ и т.д.
Ущерб, наносимый народному хозяйству авариями при перевозке опасных грузов, влечет за собой: гибель и заболевания людей; поражение окружающей среды (экологический ущерб); повреждение технических средств и разрушение дорог, промышленных объектов, жилых зданий; повреждение транспортных узлов (железнодорожных и автомобильных станций, портов, пристаней и аэропортов), архитектурно – исторических памятников и природных заповедников, а также мест отдыха.
Выясним особенности поражающих факторов отдельных классов опасных грузов:
Класс 1 – (взрывчатые материалы – ВМ)

ВМ подкласса 1.1. ( ВМ с опасностью взрыва массы) способны взрываться всей массой под воздействием ударов, нагревания, детонации. При этом образуется ударная волна, приводящая к разрушению подвижного состава, строительных конструкций, восстановительной и пожарной техники, поражению людей. Тепловой прогрев ВМ этого подкласса в условиях пожара увеличивает вероятность перехода горения в детонацию. Кроме того ударной волной большой ущерб наносят осколки и обломки упаковок, автотехники, строительных конструкций, разлетающиеся в зоне взрыва с большой скоростью; опасны также газообразные продукты взрыва (углерода монооксид, оксиды азота, фосфора, цианид водорода).
ВМ подкласса 1.2. ( ВМ, не взрывающиеся массой) и 1.3. (ВМ – пожароопасные, не взрывающиеся массой) характеризуются опасностью разбрасывания, загорания, но не создают опасности взрыва массы. Горение метательных ВМ ( пороха, ракетного топлива) по внешнему эффекту выглядит как взрыв, сопровождающийся разрушением упаковки, автотехники и разбросом отдельных обломков на значительные расстояния (заряды ракетных топлив способны к разлету на несколько километров, образуя при этом отдельные очаги пожара).
ВМ подклассов 1.4. ( ВМ, не представляющие значительной опасности), 1.5. (очень нечувствительные ВМ) и 1.6. (чрезвычайно не чувствительные ВМ) представляют значительно меньшую опасность, так как вероятность взрыва очень низка даже при их воспламенении и инициировании.
Класс 2 – (Газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением)

При ликвидации последствий аварий с этими грузами необходимо учитывать, что в емкостях (цистернах, баллонах) имеет место избыточное давление. Оно может повышаться с увеличением температуры, что приводит к разгерметизации емкости и ее разрушению. Поэтому цистерны со сжиженными и сжатыми газами охлаждают независимо от природы газа.
Если произошла разгерметизация цистерны и утечка горючего газа с плотностью тяжелее воздуха, во избежание создания взрывоопасной концентрации и мощного взрыва или объемного воспламенения, выходящий газ под контролем специалистов поджигается и при интенсивном охлаждении цистерны полностью выгорает.
При утечке ядовитых (токсичных) газов, для изоляции газа создается водяная завеса.
Порожние автоцистерны из - под воспламеняющихся сжиженных газов представляют повышенную опасность, так как после падения избыточного давления в объеме котла может образоваться взрывоопасная смесь газа с воздухом.
Класс 3 – ( Легковоспламеняющиеся жидкости – ЛВЖ)

Общим свойством груза этого класса в случае утечки является способность создавать над поверхностью горючую концентрацию паров при любых температурах окружающей среды выше температуры вспышки. Горючая концентрация паров может распространяться от места возникновения на расстояния более 2 километров, а низкие температуры самовоспламенения паров (100 - 300°С) приводят их к воспламенению от нагретых тел и поверхностей. Насыщенные пары ЛВЖ (особенно подкласса 3.1.) с повышением температуры окружающей среды создают в цистернах значительное давление, способное привести к ее разгерметизации. Части цистерн подвергшиеся нагреванию в зоне теплового воздействия пожаров, длительное время обладают значительным тепловым излучением, поэтому представляют опасность ожогов. В начальной стадии пожара, сопровождающейся взрывами и мощным тепловым излучением, люди не должны приближаться к емкостям и находиться на расстоянии не менее 200 метров с использованием местных укрытий от воздействия ударной волны.
Порожние автоцистерны с остатками ЛВЖ содержат насыщенные пары, взрывоопасной концентрации. Поэтому обращение с ними должно быть таким же как и с наполненными.
Класс 4 – (Легковоспламеняющиеся твердые вещества; самовоспламеняющиеся вещества; вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой)

При тушении пожаров с грузами подкласса 4.1 необходимо учитывать, что недостаточное увлажнение груза может способствовать самовозгоранию после прекращения горения.
Некоторые опасные грузы подкласса 4.2. (фосфор желтый, металлоорганические соединения) способны самовозгораться при контакте с кислородом воздуха. Возникновение процесса горения избежать практически невозможно. При горении образуются токсичные вещества.
Грузы подкласса 4.3 характеризуются высокой активностью по отношению к воде. Взаимодействие с водой носит характер взрыва. В ходе химической реакции образуются воспламеняющиеся (горючие) газы. Кроме того, многие грузы этого подкласса являются горючими. Эти особенности необходимо учитывать, проводя работы вблизи водоемов, рек, в дождливую погоду или зимой.
Класс 5 – (Окисляющие вещества и органические пероксиды)

Специфичность свойств опасных грузов данного класса определяется их способностью при нагревании разлагаться с образованием кислорода ( разложение пероксидов может носить характер взрыва), что способствует развитию пожара в условиях аварийной ситуации; образовывать с горючими веществами смеси, способные самовозгораться в момент их образования; образовывать токсичные вещества при контакте с неорганическими веществами.
Класс 6 – (Ядовитые вещества)

Опасные грузы подкласса 6.1 способны вызвать отравления, заболевания при попадании вовнутрь или при соприкосновении с кожей. Особенно опасны легко летучие вещества, так как они могут создавать опасные концентрации, приводящие не только к отравлению в зоне аварийной ситуации, но и на значительном расстоянии от нее. Многие грузы подкласса 6.1. являются горючими веществами и при горении образуют газообразные токсичные вещества (циангид водорода, фосген, хлороводород, оксиды азота и другие). При пожаре нагревание приводит к испарению и разложению негорючих и малолетучих ядовитых грузов, что повышает опасность отравления.
Класс 7 – (Радиоактивные вещества)

При радиоационных транспортных авариях необходимо учитывать следующие опасные факторы: радиоационные поля вследствие повышения мощности дозы гамма – и нейтронного излучения: наличие радиоактивных веществ в окружающей среде ( при разрушении радиоационной упаковки); наличие подвергшихся радиоактивному загрязнению лиц, а также загрязненных обломков,
грунта. Некоторые радиоактивные вещества обладают токсичными свойствами, создавая опасность при вдыхании ( гексафторид урана).
При аварийных транспортных ситуациях, сопровождающихся сильным ударом или мощным огнем происходит потеря защитных свойств и разгерметизация радиационной упаковки, и могут возникнуть условия для самоподдерживающейся цепной реакции.
Нарушение целостности радиационных упаковок, содержащих большое количество радиоактивного вещества (радиационные упаковки типа В), может оказать серьезное воздействие на здоровья и безопасность населения и на прилегающих к зоне радиационной транспортной аварии территориях.
Если авария сопровождается пожаром, то увеличивается вероятность рассеяния радиоактивных веществ.
Класс 8 – (Едкие и (или ) коррозионные вещества)

Опасные грузы данного класса при непосредственном контакте вызывают повреждения живой ткани, а при утечке и просыпании – повреждения и даже разрушение перевозимых грузов или транспортных средств. Некоторые грузы этого класса являются горючими веществами, образующими при горении токсичные продукты, проявляют окисляющие действия, воспламеняя горючие вещества.
Организация погрузочно-разгрузочных работ и требования к временному хранению опасных грузов

Контроль за погрузочно – разгрузочными операциями опасных грузов на транспортные средства ведет ответственное лицо (сопровождающее груз) – представитель грузоотправителя (грузополучателя).
Загрузка транспорта допускается до использования его полной грузоподъемности. При перевозке «особо опасных грузов» загрузка производится в объеме и порядке, оговоренных специальными инструкциями, разрабатываемыми изготовителями грузов.
Погрузка, разгрузка и крепление опасных грузов на транспортном средстве осуществляется с соблюдением мер предосторожности, без толчков, ударов, чрезмерного давления на тару, с применением механизмов и инструментов, не дающих при работе искр.
Погрузочно – разгрузочные работы проводятся при выключенном двигателе автомобиля и водитель находится за пределами установленной зоны, если это оговорено в инструкции грузоотправителя. За исключением случаев, когда приведение в действие грузоподъемных или сливных механизмов, установленных на автомобиле, обеспечиваются работой его двигателя.
Работы по погрузке и выгрузке опасных грузов проводятся на специально оборудованных постах, при этом на них может находиться только одно транспортное средство.
Присутствие посторонних лиц на постах не разрешается.
Погрузочно – разгрузочные работы со взрыво и огнеопасными грузами во время грозы – запрещены.
Погрузочно – разгрузгрузочные работы с опасными грузами ручным способом, ведутся с соблюдением мер личной безопасности персонала.
Грузозахватные устройства должны исключать опасность повреждения тары и произвольного падения груза.
Перемещение бочек с опасными грузами ведется по специально устроенным подкладкам, трапам и настилам.
Бутылки с опасными грузами, упакованные по ГОСТ 26319 – 84 «ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ, ПОСТАВЛЯЕМЫЕ ДЛЯ ЭКСПОРТА. УПАКОВКА», при погрузке и разгрузке должны перемещаться на специальных тележках. При переноске их за ручки корзин – проверяется прочность ручек и дна корзин. Запрещается переносить бутыли на спине, плече или перед собой.
Посты погрузки, выгрузки и перегрузки опасных грузов, и места стоянки автомобилей выбираются на настоянии не ближе 125 метров от жилых и производственных строений, грузовых складов, не ближе 50 метров от магистральных дорог.
При гололеде территория погрузки и выгрузки посыпается песком.
Заправка автомашин, груженных горючими и взрывоопасными грузами на АЗС общего пользования или ПАЗС производится на специально оборудованной площадке, расположенной на расстоянии не менее 25 метров от территории АЗС, нефтепродуктами, полученными на АЗС в металлические канистры (п. 12.19 «Правил технической эксплуатации стационарных и передвижных АЗС», утвержденных Госкомнефтепродуктом РСФСР 15.04.81г).
Подъемно – транспортное оборудование должно отвечать требованиям техники безопасности, содержатся в полной технической исправности, отвечать требованиям противопожарной безопасности, правилам Госгортехнадзора, иметь надежные ограждения для предохранения грузов от падения.
Лебедки для подъема груза, устройства изменения вылета стрелы должны оборудоваться двумя тормозами. А при наличии одного тормоза нагрузка. Не должна превышать 75% от номинальной грузоподъемности.
Электродвигатели на грузоподъемных машинах должны быть во взрывобезопасном исполнении.
В некоторых случаях автотранспортные организации, перевозящие опасные грузы, вынуждены осуществлять их временное хранение на своих складах и грузовых станциях. К ним предъявляются следующие требования:
Это помещения (одноэтажные), навесы и открытые площадки.
В ряде случаев с разрешения противопожарной инспекции допускается хранить опасные грузы в заглубленных в грунт
хранилищах (землянках). Но все они должны отвечать требованиям безопасности и быть оборудованными необходимыми
техническими средствами.
Материалы стен, отсеков для хранения опасных грузов должны быть не сгораемыми, трудно сгораемыми и обладать высокой химической стойкостью. Отопление помещений паровыми системами высокого давления и печами категорически запрещается. Двери складов делают огнестойкими. Оконные проемы застекляют и закрывают с внутренней стороны металлической сеткой.
При хранении грузов под навесами или на открытых площадках, опасные грузы располагают на расстоянии более 25 метров от ближайших строений, а сами площадки оборудуются сплошными настилами высотой более 15 см. Желательно упаковки с опасными грузами предохранять от воздействия погодных условий (дождь, снегопад), накрывая их влагонепроницаемыми материалами, имеющими огнестойкую пропитку.
Особое внимание при организации хранения опасных грузов следует уделить средствам контроля и сигнализации: приборы контроля за состоянием воздушной среды; пожарные извещатели; индикаторы о наличии до взрывоопасных концентраций веществ в помещениях и др. Освещение хранилищ только электрическое с защитой от токов короткого замыкания. Для хранения особо опасных грузов вся электроарматура и приборы во взрывобезопасном исполнении (с высокой степенью герметичности).
Все складские помещения оборудуют системой молниезащиты.

Общие понятия об опасных грузах их характеристика и классификация

В настоящее время в промышленности и сельском хозяйстве применяют сотни тысяч различных химических веществ и их соединений. Номенклатура изготовляемых химических веществ в мире составляет около одного миллиона наименований. Ежегодно внедряется примерно тысяча новых наименований. Общий перечень выпускаемых и используемых в России соединений включает 70.000 наименований, из которых 3,5 тысячи широко распространены. На объектах экономики химические вещества могут быть исходным сырьем, промежуточными и побочными продуктами, готовой продукцией, а также растворителями и средствами переработки. В связи с этим возникает сложная задача по транспортировке этих веществ.
По характеру и по способам переработки все грузы делятся на три группы:
-тарно-упаковочные;
-навалочные;
-наливные.
Тарно-упаковочные являются самым массовым видом грузов. Их существует более 12000 наименований. Тара бывает: жесткая (ящики, бочки, баллоны), полужесткая (коробки, корзины), мягкая (мешки,кули).
В последние годы отмечается рост контейнерных перевозок как универсальных, так и специальных для перевозки цемента, минеральных удобрений и тому подобное.
Переработка сыпучих грузов, среди которых основное место занимают пестициды (прил.1.), минеральные удобрения (прил.2), вещества общепромышленного значения, осуществляется грузчиками, весовщиками, водителями погрузочно-разгрузочных механизмов.
Большинство ядохимикатов перевозятся в затаренном виде (в мешках, контейнерах, барабанах), что имеет важное гигиеническое значение, так как практически устраняет контакт рабочих с пестицидами.
Большая часть удобрений не затаривается и перевозится навалом. Лишь некоторые удобрения (азотные, микроудобрения) выпускаемые промышленностью в виде гранул, чешуек, жидких растворов, перевозятся в мешках, контейнерах, сосудах.
Значителен перечень грузов общепромышленного назначения: сыпучие строительные материалы (алебастр, асбест, мел, цемент и тому подобное).
Особое место среди перевозимых грузов занимают опасные грузы, опасные свойства которых давно вынуждает все государства строго регламентировать порядок обращения с ними в процессе перевозки, хранения и использования. Имеется международное регулирование этих вопросов. Европейское Соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (АДР/ДОПОГ), принятое странами Западной Европы в 1957 году, ставящее целью – создание единообразной системы требований к перевозке опасных грузов и эффективного контроля за их соблюдением, повышение безопасности дорожных перевозок опасных грузов.
В 1994 году Постановлением Правительства РФ от 3 декабря № 76 наша страна присоединилась к данному Соглашению и была сформирована нормативно – правовая база по перевозке опасных грузов в нашей стране.
В «Рекомендациях по перевозке опасных грузов» (Издание ООН на русском языке, Нью - Йорк, 1987г.) сказано относительно сферы их применения, сущности, целей и значения: они предназначаются правительствам и международным организациям, занимающимся регламентацией перевозок опасных грузов. Рекомендации включают принципы классификации и определения классов, перечень основных грузов, общие требования к упаковке, процедуре испытаний, маркировку, знаки опасности или надписи, характеризующие опасность, а также транспортно-сопроводительные документы. Кроме того, в них содержатся специальные предписания к конкретным классам грузов.
В нашей стране на основании международных документов разработан стандарт ГОСТ 19433 – 88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка», которым установлены следующие классы опасных грузов:

Класс 1 – взрывчатые материалы (ВМ);
Класс 2 – газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
Класс 3 – легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);
Класс 4 – легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ);
самовозгорающиеся вещества (СВ);
вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при
взаимодействии с водой;
Класс 5 - окисляющие вещества (ОК);
органические пероксиды (ОП);
Класс 6 - ядовитые вещества (ЯВ);
инфекционные вещества (ИВ);
Класс 7 - радиоактивные материалы (РМ);
Класс 8 - едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК);
Класс 9 - прочие опасные вещества.

Опасные грузы каждого класса в соответствии их физико – химическими свойствами, видами и степенью опасности при транспортировании разделяются на подклассы, категории и группы (прил.3).

Класс 1 – взрывчатые материалы

Класс 1 включает:

А). Взрывчатые вещества (вещество, которое само по себе не является взрывчатым, но может образовать взрывоопасную атмосферу газа, пара или пыли, в класс1 не включаются), за исключением тех, которые слишком опасны для транспортировки или с точки зрения вида основной опасности относятся к другому классу.
Б). Взрывчатые изделия. Взрывчатые изделия, кроме устройств, содержащих взрывчатые вещества в таком количестве или такого характера, что их не преднамеренное или случайное воспламенение или возникновение инициирующего действия при перевозке никак не проявится внешне по отношению к устройству в виде разбрасывания огня, дыма, нагрева, громкого шума.
В). Вещества и изделия, не упомянутые в подпунктах А) и Б), которые изготовлены с целью достижения практического взрывного или пиротехнического эффекта.
Запрещается

– перевозка особо чувствительных взрывчатых веществ или взрывчатых веществ настолько активных, что они подвержены спонтанной реакции.

Класс 1 подразделяется на 6 подклассов:

Подкласс 1.1. Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью взрыва в массе (взрыв в массе – это такой взрыв, который практически мгновенно распространяется на весь груз взрывчатых веществ).
Подкласс 1.2. Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью разбрасывания, но не создают опасность взрыва в массе.
Подкласс 1.3. Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью загорания, а также либо незначительной опасностью взрыва, либо незначительной опасностью разбрасывания, либо тем и другим, но создают опасность взрыва в массе:
а) которые выделяют значительное количество лучистой теплоты;
б) которые, возгораясь, друг за другом, характеризуются незначительным взрывчатым эффектом или разбрасыванием, или и тем и другим.
Подкласс 1.4 . Вещества и изделия, которые не представляют значительной опасности. К этому подклассу относятся вещества и изделия, представляющие лишь незначительную опасность в случае воспламенения или возникновения инициирующего действия при перевозке. Результаты проявляются в основном внутри упаковки, при этом не ожидается выброс осколков значительных размеров или выброс на незначительное расстояние. Внешний пожар не должен служить причиной мгновенного взрыва почти всего содержимого упаковки.
Примечание: Вещества и изделия данного подкласса относятся к группе совместимости, если они упаковываются или конструируются таким образом, что любые опасные эффекты, возникающие в результате случайного срабатывания, ограничиваются данной упаковкой, а при повреждении упаковки в случае пожара весь эффект взрыва или разбрасывания ограничивается в такой степени, что почти не препятствует принятию противопожарных или других экстренных мер в непосредственной близости от упаковки.
Подкласс 1.5. Вещества очень малой чувствительности, представляющие опасность взрыва в массе. К этому подклассу относятся взрывчатые вещества, которые обладают настолько низкой чувствительностью, что существует очень малая вероятность их инициирования или перехода от горения к детонации при нормальных условиях перевозки. Минимальным требованием к ним является отсутствие взрыва при внешнем огневом испытании.
Примечание: Вероятность перехода от горения к детонации значительно больше при перевозке таких веществ в больших количествах на транспортном средстве.
Подкласс 1.6. Изделия, содержащие исключительно не чувствительные к детонации вещества, не взрывающиеся массы и характеризующиеся низкой вероятностью случайного инициирования.
Примечание: Взрывчатые смеси газов, паров и пыли не расматриваются как взрывчатые вещества. Уникальный характер класса 1 заключается в том, что тип упаковочного комплекса нередко имеет решающее значение с точки зрения включения данного опасного груза в определенный подкласс.

Класс 2 – газы: сжатые, сжиженные или растворенные под давлением

Веществами класса2 считаются вещества, отвечающие хотя бы одному из следующих условий:
Абсолютное давление паров при температуре 50˚С равно 300 Кпа (3 бара );
Критическая температура ниже 50˚С;
По физическому состоянию газы делятся на:
-сжатые, критическая температура которых ниже - 10˚С;
-сжиженные, критическая температура которых равна или выше - 10˚С, но ниже 70˚;
-сжиженные, критическая температура которых равна или выше 70˚С;
-растворенные под давлением;
-глубоко охлажденные сжиженные газы ( жидкий воздух, кислород и т.д.);
-аэрозоли и разовые баллоны со сжатым газом, попадающие под действие специальных предписаний.
По своим химическим свойствам вещества и изделия класса 2 подразделяются на подклассы:
Подкласс 2.1 – не воспламеняющиеся газы (аргон, азот, воздух):
Подкласс 2.2. – невоспламеняющиеся ядовитые газы (фтор,фторит бора, аммиак, бромметан);
Подкласс 2.3. – легковоспламеняющиеся газы ( водород,метан,бутан, циклопропан, пропан, изобутан);
Подкласс 2.4. - легковоспламеняющиеся ядовитые газы (окись углерода, хлорэтан, хлорметан,сероводород).

Класс 3 – легковоспламеняющиеся жидкости

Легковоспламеняющимися являются жидкости или смеси жидкостей, а также жидкости, содержащие твердые вещества в растворе или суспензии (краски, политуры, лаки и т.п.), которые выделяют пары, легковоспламеняющиеся при испытании в закрытом сосуде при температурах не ниже 61° С или при испытании в открытом сосуде при температурах не выше 65, 6° С.
Подкласс 3. 1. – ЛВЖ с низкой температурой вспышки и жидкости, имеющие температуру вспышки в закрытом тигле ниже минус 18°С или имеющие температуру вспышки в сочетании с другими опасными свойствами, кроме легко воспламеняемости ( бензин моторный не этилированный, бензол, ацетон, газомин).
Подкласс 3. 2. – легковоспламеняющиеся жидкости со средней температурой вспышки – жидкости с температурой вспышки в закрытом тигле от минус 18°С до плюс 23°С (жидкости гидротормозные, жидкость Арктика, жидкость Холод – 4, лаки кремнийорганические, масла ацетоновые, масла сивушные).
Подкласс 3.3. - легковоспламеняющиеся жидкости с высокой температурой вспышки – жидкости с температурой вспышки от 23 до 61°С включительно в закрытом тигле (лаки, латексы, лигроин, разбавители, растворители, топливо дизельное, топливо печное бытовое, уайт – спирит).

Класс 4 - легковоспламеняющиеся твердые вещества, вещества способные к самовозгоранию, вещества выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой

К классу 4 относятся легковоспламеняющиеся вещества и материалы (кроме классифицированных как взрывчатые), способные во время перевозки легко загораться от внешних источников воспламенения, в результате трения, влаги, самопроизвольных химических превращений, а также при нагревании.
Этот класс включает:
Подкласс 4.1. – легковоспламеняющиеся твердые вещества, не относящиеся у взрывчатым веществам, которые в условиях, встречающихся во время перевозки, способны легко загораться либо могут вызвать пожар, либо способствовать возникновению пожара в результате трения ( вата хлопковая, железо карбонильное, капролактан, кино- и фотопленка на нитроцеллюлозной основе, кинофильмы, нафталин плавленый, очесы хлопчатобумажные, пакля, спички безопасные зажигательные).
Подкласс 4.2. – вещества способные к самовозгоранию. Вещества способные к самопроизвольному нагреву при нормальных условиях перевозки или способные нагреваться при взаимодействии с воздухом, а затем воспламеняться ( ветошь промасленная, волокна животного и растительного происхождения, промасленные; железо губчатое, отходы; жмыхи; мука рыбная; опилки и стружки металлические , обмасленные; отходы целлулоида, отходы хлопка, пропитанные маслом; отходы шерсти, влажные; цирконий).
Подкласс 4.3, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой. Вещества, – вещества которые при взаимодействии с водой способны самопроизвольно воспламеняться или выделять легковоспламеняющиеся газы в опасных количествах (алюминий кремнистый, порошок непокрытый, алюминия гидрат, амальгама натрия; калия амид; калия гидрид; калия сплавы; кальций фосфористый; кальция гидрид; натрия гидрид; натрия сплавы; олово монофосфид; цинк, порошок или пыль).

Класс 5 – окисляющие вещества и органические пероксиды

Вещества, которые способны легко выделять кислород, поддерживать горение, а также могут в соответствующих условиях или в смеси с другими веществами вызвать самовоспламенение и взрыв.
Этот класс включает:
Подкласс 5.1 – окисляющие вещества. Вещества, которые, сами по себе не обязательно являясь самовоспламеняющимися, могут, путем выделения кислорода, вызвать воспламенение других веществ или способствовать этому (аммоний хромовокислый, алюминий азотнокислый, висмут азотнокислый; двуокись марганца; двуокись свинца; калий азотнокислый; калий марганцовокислый, магний азотнокислый, натрий азотнокислый, перекись водорода, твердая; перекись калия; перекись кальция: селитра аммиачная; серебро азотнокислое.
Подкласс 5.2. – органические пероксиды. Вещества, которые в большинстве случаев горючи, могут действовать как окисляющие вещества и опасно взаимодействовать с другими веществами. Многие из них легко загораются и чувствительны к удару и трению (перекись бензоила, паста флегматизированная; перекись дикумина, перекись ларуоила технически чистая).

Класс 6 – ядовитые (токсичные) и инфекционные вещества

Ядовитые (токсичные) и инфекционные вещества, способные вызвать смерть, отравление или заболевание при попадании внутрь организма или при соприкосновении с кожей или слизистой оболочкой.
Этот класс включает в себя:
Подкласс 6.1. – ядовитые (токсичные) вещества, способные вызвать смертельный исход или тяжелое повреждение или причинить серьезный вред здоровью человека при приеме внутрь, вдыхании или при их контакте с кожным покровом. Ядовитые (токсичные) сжатые газы могут быть отнесены также и к классу 2 – «ГАЗЫ», как это имеет место в некоторых кодексах (ацетон циангидрид стабилизированный, бария цианид, бензол бромид, бромиды ртути, бромацетон, бруцил, дезинфицирующие средства; калий фторид; кислота мышьяковая).
Подкласс 6.2. – инфекционные вещества. Вещества, содержащие жизнеспособные микроорганизмы и их токсины, которые являются инфекционными или считаются способными вызвать заболевания животных или людей (свежие сухожилия, обрезки свежих шкур, свежие рога и копыта, кости; отходы производства мездрового клея; здоровая, предохраняемая от разложения моча; навоз; фекальные вещества; порожняя тара и мешки).

Класс 7 – радиоактивные вещества

Радиоактивным считается любое вещество, удельная активность которого превышает 70 кБк/кг (2кКи/г). Удельная активность на единицу радионуклидов, активность на единицу массы данного вещества.

Класс 8 – коррозийные вещества

К данному классу относятся вещества, которые по – своему химическому воздействию могут вызвать серьезные повреждения живой ткани при контакте с нею или, в случае утечки или просыпания, могут вызвать повреждение или даже разрушение других грузов и транспортных средств; они могут обладать и другими опасными свойствами.
Этот класс включает в себя:
Подкласс 8.1.- кислоты (кислота азотная, концентрации выше 75%; кислота азотная; кислота соляная; кислота уксусная, ледяная и концентрированная более 90%; кислота фосфорная).
Подкласс 8.2. – щелочи (едкий натрий, окись калия, окись натрия, едкий калий; щелочные отходы; растворы аммиака, содержащие от 10% до 35 % аммиака; сульфид аммония; этилендиамин).
Подкласс 8.3. - разные едкие и коррозионные вещества (растворы гипохлорида калия и гипохлорида натрия, содержащие от 5% до 16 % активного хлора; водные растворы перекиси водорода, содержание 8 % и более, но менее 20% перекиси водорода; формальдегид в водных растворах, например, формалин).

Класс 9 – прочие опасные вещества

Вещества с относительно низкой опасностью при транспортировании, не отнесенные ни к одному из предыдущих классов, но требующих применения к ним определенных правил перевозки и хранения.
Этот класс включает в себя:
Подкласс 9.1 – твердые и жидкие горючие вещества и материалы, которые по своим свойствам не относятся к 3 – ему и 4 – ому классам, но при определенных условиях могут быть опасными в пожарном отношении (горючие жидкости с температурой вспышки от плюс 61°С до плюс 100°С в закрытом сосуде, волокна и другие аналогичные материалы) (битумы вязкие, битумы жидкие, битумы твердые, гудрон, мазуты, нефтяное сырье для производства олифы).
Подкласс 9.2 – вещества, становящиеся едкими и коррозионными при определенных условиях (углеаммиакат, аммиакат, удобрения жидкие азотные).
К опасным грузам, требующих особых мер предосторожности при перевозке, относятся вещества и материалы с физико – химическими свойствами высокой степени опасности по ГОСТ 19433 – 88, далее по тексту «ОСОБО ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ». (Прил. 4 ).
Перевозка «Особо опасных грузов» осуществляется в соответствии с « Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» и с соблюдением специальных требований по обеспечению безопасности, утверждаемыми в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года № 372.


 

При перепечатке обязательна активная обратная ссылка с указанием источника статьи: http://mafen.ru/. Вы также можете приобрести статьи на бирже

Грузоперевозки