Малярные рецепты

Рецепт 1
Грунтовка на известковом тесте с солью

На 10 л состава берут:
Известкового жирного теста......2500 г
Соли поваренной.........• . 50—100 г
(Вместо соли можно взять 200 г алюминиево-калиевых квасцов.)

В 5 л холодной воды тщательно размешивают известковое тесто. В 2 л холодной, а лучше — кипящей воды размешивают отдельно соль или квасцы до полного растворения и вливают тонкой струей в разведенное известковое тесто, тщательно перемешивают и разбавляют водой до 10 л. Приготовленную грунтовку следует процедить через сито с отверстиями сечением не более 1X1 мм. Соль и квасцы закрепляют известь, и окраска не отме-ливается (не пачкает).
Лучшие по качеству грунтовки приготовляют на изве-сти-кипелке или известковом тесте с добавлением мыла и олифы. Такие грунтовки называются мыловаром, мыловар пригоден как под известковую, так и под клеевую окраску.

Рецепт 2
Грунтовка-мылоша^ на извести-кипелке

На 10 л состава берут: Извести-кипелки (комовая
негашеная)............1000—2000 г
Мыла хозяйственного 40-процентного . . 200 г
Олифы............. 100 г

Мыло нарезают мелкими стружками и растворяют в 2—3 л кипящей воды. В горячую мыльную воду тонкой струей добавляют олифу с тщательным перемешиванием до получения однородной жидкости без заметных слоев
олифы. В 5 л воды гасят известь и во время кипения (гашения) извести постепенно, помешивая, вливают в нее мыльно-масляную жидкость. Все это тщательно перемешивают до получения однородного состава. В этот состав доливают воду до объема 10 л и процеживают через сито. Приготовленная грунтовка должна быть однородной, без плавающих на поверхности капель масла.

Рецепт 3
Грунтовка-мыловар на известковом тесте

На 10 л состава берут: Известкового теста (жирного).......2000—
3000 г Мыла хозяйственного 40-процентного .... 200 г Олифы...............100 г
В 2—3 л кипящей воды растворяют мыло. В горячую мыльную воду наливают тонкой струей олифу, тщательно перемешивая. Полученную мыльно-масляную жидкость медленно, тонкой струей, вливают в известковое тесто, тщательно перемешивают, разбавляют водой до 10 л и процеживают через частое сито.
Грунтовка-мыловар на извести-кипелке по качеству лучше.

Если поверхности сильно закопчены (пожелтели), то грунтовку-мыловар приготовляют по любому из рецептов, только увеличивают количество мыла до 400 г и олифы до 300—400 г на 10 л состава.

ГРУНТОВКИ ПОД КЛЕЕВУЮ ОКРАСКУ

Рецепт 4
Купоросная грунтовка под клеевую окраску

На 10 л состава берут: Купороса медного...........100—
150 г Мыла хозяйственного 40-процентного .... 250 г
Клея животного (сухого).........200 г
Олифы...............2000—3000 г

В 3 л кипящей воды растворяют медный купорос, тщательно его перемешивая. Отдельно в 2 л воды варят клей. Мыло растворяют в 2 л воды в отдельной посуде, вливают его в клей, и все тщательно перемешивают.
В горячую мыльно-клеевую жидкость при перемешивании тонкой струей вливают олифу, получая эмульсию. В эмульсию при постоянном перемешивании вливают раствор медного купороса. После остывания полученной жидкости в нее добавляют мел и доливают водой до 10 л. Получается однородная зеленовато-голубоватая жидкость, называемая купоросной грунтовкой. Грунтовку процеживают через частое сито или марлю и сливают для хранения.

Рецепт 5
Квасцовая грунтовка под клеевую окраску

На 10 л состава берут:
Квасцов алюминиево-калиевых.......150 г
Мыла хозяйственного 40-процентного . . . 200 г
Клея животного (сухого).........200 г
Олифы...............25—30 г
Мела просеянного...........2000—3000 г

В 3 л кипящей воды растворяют квасцы. Отдельно в 2 л кипящей воды растворяют клей. Мыло лучше всего растворить тоже отдельно в 2 л кипящей воды. В раствор клея вливают раствор мыла, перемешивают и добавляют олифу. В полученную мыльно-клеевую масляную эмульсию при постоянном перемешивании вливают раствор квасцов, остужают, добавляют мел и разбавляют водой до 10 л. Грунтовку процеживают через частое сито и сливают для хранения.
Если поверхности сильно закопчены, то приходится их огрунтовывать не один, а два — три раза. Первую огрун-товку выполняют крепким горячим составом (70—80 ), вторую — более слабым теплым составом (примерно 40—50°), третью — еще более слабым составом, слегка тепловатым или холодным. Температуру состава снижают для того, чтобы каждая последующая грунтовка не могла расплавить ранее нанесенную. Повторную грунтовку производят по хорошо высохшей (не менее суток) пре
дыдущей. Часто возникает вопрос: можно ли грунтовать составом без мела? Можно. Но в этом случае окрашивать приходится два-три раза, так как укрыть колером за один раз темно-зеленую грунтовку практически невозможно. При этом первая окраска должна быть выполнена хорошо заклеенным колером, вторая — заклеенным слабее, а третья — нормально заклеенным.
Олифу добавляют в грунтовки для смягчения образовавшейся пленки. Увеличение количества олифы (в 1,5— 2 раза) улучшает качество грунтовки. Вливать купорос в приготовленную эмульсию без олифы нельзя, потому что мыло в нем свертывается.
Грунтовки разной крепости получают за счет увеличения или уменьшения количества воды по сравнению с указанным в рецепте или за счет уменьшения или увеличения количества купороса, квасцов и мела. Грунтовка должна храниться не более двух суток.
Перед окраской поверхность покрывают приготовленной грунтовкой. Дефекты на поверхности после грунтовки исправляют так называемой купоросной подмазкой, которую приготовляют так: 1 кг гипса смешивают с 2 кг просеянного мела и затворяют грунтовкой или эмульсией, приготовленной из 1 л купоросной грунтовки, в которую вливают 150 г клеевого раствора 10-процентной крепости. Подмазку хорошо разравнивают.

ПРООЛИФКА И ГРУНТОВКА ПОД МАСЛЯНУЮ ОКРАСКУ

Под масляную окраску производят лроолифку поверхностей, применяя олифу в чистом виде, а еще лучше с добавкой небольшого количества сухих пигментов или тертой краски. Применяют олифу любого цвета. Напоминаем, что чем выше качество олифы, тем выше качество огрунтовки и тем лучше сцепляется с ней краска. Пигменты или краску добавляют в олифу для того, чтобы во время работы избежать пропусков.

Лучше всего добавить охру, сурик или мумию, обычно берут до 10 процентов от веса олифы, и все тщательно перемешивается.

Чтобы олифа лучше и глубже проникла в деревянные и оштукатуренные поверхности, ее подогревают. Поверхность олифят один-два раза до полного заполнения пор. Второй раз ее олифят только после высыхания. Чаще всего под масляную окраску поверхность олифят один раз, нанося грунтовку тонким слоем, без потеков и пропусков.

Рецепт 6
Состав для проолифки

Олифа (лучше натуральная)....... 1000 г
Сухой пигмент или тертая краска (охра, сурик,мумия) 50—100 г

Для высококачественной окраски поверхности олифят, шпаклюют, затем по шпаклевке снова олифят или грунтуют. Лучше вместо проолифки сделать огрунтовку жидкой краской такого же цвета, как основной колер, которым будут выполнять окрашивание. Это не только экономично, но и дает возможность выполнить окраску быстрее (всего за два раза) без просвечивающих мест. По проолифке иногда приходится окрашивать поверхность три раза.

Рецепт 7
Состав для огрунтовки

Олифа (лучше натуральная)........1000 г
Краска густотертая масляная......600—1200 г

Олифу вливают в краску, все тщательно перемешивают и процеживают через частое сито.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПОДМАЗОК

Мелкие трещины и выбоины на поверхности исправляют подмазкой, которую приготовляют по разным рецептам.

ПОДМАЗКИ ПОД КЛЕЕВУЮ ОКРАСКУ

Рецепт 8
Гипсомеловая подмазка на клею

Гипс просеянный.......... 1000 г
Мел просеянный..........2000—3000 г
Клеевой раствор 2—5-процентной крепости.........До рабочей густоты

Гипс и мел перемешивают. В противень наливают клеевой раствор, насыпают туда тонкой струей смесь, все тщательно перемешивают до однородной массы. Густота подмазки регулируется добавкой смеси или клеевого раствора.

Рецепт 9
Купоросная подмазка

Гипс просеянный............1000 г
Мел просеянный............2000 г
Эмульсия.........До рабочей густоты

Для приготовления эмульсии берут 1 л купоросной грунтовки, добавляют в нее 150 г клеевого раствора 10-процентной крепости и все перемешивают. Эмульсию наливают в противень, насыпают туда тонкой струей смесь из гипса с мелом и тщательно все перемешивают.
Подмазки наносят на дефекты шпателем и хорошо разравнивают. После сушки обработанные места зачищают и приступают к огрунтовке.

ПОДМАЗКИ ПОД МАСЛЯНУЮ ОКРАСКУ

Рецепт 10
Масляно-клеевая подмазка

Олифа ...............1000 г
Раствор столярного клея 10-процентной крепости ...............100 г
Мел просеянный (до рабочей густоты) . .2500—3000 г

В приготовленный горячий клеевой раствор тонкой струей вливают олифу, тщательно перемешивают, и получают эмульсию, которую наливают в противень, насыпают туда тонкой струей мел и снова все перемешивают. Густоту подмазки регулируют добавкой мела или эмульсии.

Рецепт 11
Лаковая подмазка

Лак подмазочный ...........1000 г
Раствор столярного клея 10-процентной крепости .100 г Мел просеянный (до рабочей густоты) . .2500—3000 г

Лак смешивают с раствором столярного клея, получая эмульсию. В эмульсию добавляют мел и тщательно перемешивают до получения однородной тестообразной массы.

Приготовление шпаклевок

Поверхности, подлежащие окраске, не всегда бывают гладкими, поэтому их приходится исправлять шпаклевкой. При высококачественной окраске шпаклевку выполняют два-три раза.
Под клеевую и масляную окраску применяют разные шпаклевки и приготовляют их по особым рецептам. Мел для масляных и лаковых шпаклевок должен быть сухим и тонким, что повышает их качество, они легче и чище ровняются.
Шпаклевки должны иметь консистенцию рыхлого теста. Густые шпаклевки с трудом разравниваются.

ШПАКЛЕВКИ ПОД КЛЕЕВУЮ ОКРАСКУ

Рецепт 12
Клеевая шпаклевка

Клеевой раствор 10-процентный.....1000 г
Олифа............... 25 г
Мел просеянный (до рабочей.......2500 г густоты) (в среднем)

Плавят клей. В горячий клеевой раствор добавляют олифу до получения однородной эмульсии. На эмульсии затворяют мел до получения шпаклевки нужной густоты. Олифа необходима для того, чтобы шпаклевка была прочной, медленнее сохла, легче наносилась и разравнивалась по поверхности.

Рецепт 13
Клеевая шпаклевка с мылом

Клеевой раствор 10-процентный......1000 г
Олифа ................25 г
Мыло.................15 г
Мел просеянный.......До рабочей густоты

Нарезанное тонкими стружками мыло кладут в горячий клеевой раствор и перемешивают до тех пор, пока не получится однородная эмульсия. В горячую эмульсию добавляют тонкой струей олифу и перемешивают до тех пор, пока не получится однородная мыльно-масляно-клеевая эмульсия. На эмульсии замешивают тонко просеянный мел. Мыло способствует более легкому разравниванию шпаклевки по поверхности.

Рецепт 14
Шпаклевка на растительном клее

Клеевой раствор 5-процентный.......1000 г
Олифа (лучше натуральная).........30 г
Мел просеянный......До рабочей густоты

Из муки или крахмала приготовляют 5-процентный раствор. В горячий состав тонкой струей вливают олифу, тщательно все перемешивая. В полученную эмульсию добавляют мел до рабочей густоты и тщательно перемешивают.

Рецепт 15
Клеевая шпаклевка с грунтовкой

Клеевой раствор 10-процентный.......150 г
Грунтовка купоросная или квасцовая .9000—1000 г
Мел просеянный......До рабочей густоты

Купоросную грунтовку смешивают с клеевым раствором. На полученной жидкости замешивают мел, получая однородную тестообразную массу.

ШПАКЛЕВКИ ПОД МАСЛЯНУЮ ОКРАСКУ

Рецепт 16
Полумасляная шпаклевка на натуральной олифе

Олифа натуральная или оксоль.......1000 г
Растворитель (скипидар или лаковый керосин) . .250 г
Сиккатив ...............50 г
Мыло жидкое..............20 г
Клеевой раствор 10-процентный.......200 г
Мел сухой просеянный.....До рабочей густоты

Мыло строгают тонкими стружками, кладут в горячий клеевой раствор и тщательно перемешивают. Можно сначала растворить мыло в небольшом количестве воды, влить в клеевой раствор и перемешать. В мыльно-клеевой состав тонкой струей при тщательном перемешивании вводят олифу, растворитель и сиккатив. В эмульсию добавляют мел при тщательном перемешивании. Количество мела зависит от рабочей густоты.

Рецепт 17
Полумасляная шпаклевка на оксоли

Олифа оксоль.............1000 г
Сиккатив................50 г
Мыло жидкое..............20 г
Клеевой раствор 10-процентный.......200 г
Мел просеянный.......До рабочей густоты

Приготовляется так же, как по рецепту 16.

Рецепт 18
Масляная шпаклевка

Олифа натуральная...........1000 г
Сиккатив ...............100 г
Мел просеянный.......До рабочей густоты

Олифу смешивают с сиккативом, в полученную эмульсию добавляют мел и все перемешивают. Эта шпаклевка высыхает медленно, но имеет повышенную прочность. Применяют ее для подготовки полов, оконных переплетов, подоконников, наружных дверей и других поверхностей, подвергаемых воздействию влаги.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ОКРАСОЧНЫХ СОСТАВОВ

Для окрашивания приготовляют различные окрасочные составы, или колеры, которые иногда называют просто краской.
Колеры приготовляют по разным рецептам, строго соблюдая технологическую последовательность, указанную в рецепте. Все входящие в окрасочный состав материалы необходимо предварительно просеять через частое сито. Приготовленный колер процеживают через такое же сито. Он становится более однородным по составу, а частицы, случайно попавшие в него, остаются на сите.
Для придания окрасочному белому составу какого-либо цвета в него добавляют пигменты. Сухие пигменты добавлять не следует, так как они не всегда перемешиваются, а оставшиеся мелкие крупинки тушуются под кистью, оставляя полосы на окрашиваемой поверхности. Поэтому пигменты
предварительно разводят водой до сметанообразного состояния, тщательно перемешивают, выдерживают сутки или больше, еще раз перемешивают, процеживают через частое сито и только после этого вливают в приготовленный раствор.
Для окрашивания применяют различные составы: известковые, клеевые (меловые), масляные, эмалевые, эмульсионные и др. От того, как приготовлен раствор, зависит и качество окраски.
Известковые составы применяют для внутренних и наружных работ по штукатурке, кирпичу, бетону, камню и реже по дереву (только во временных постройках, складах, для окраски заборов).
Чтобы известь не отмелива-лась, в известковые составы для ее закрепления добавляют поваренную соль, квасцы или олифу. Особенно хорошо повышает прочность известковых красок олифа. Пигменты должны быть только щелоче-стойкими.

Рецепт 19
Колер на известковом тесте с поваренной солью

На 10 л состава берут:
Известкового теста...........3000 г
Соли поваренной...........100 г
Пигменты по цвету.......4000 г (в среднем)
(вместо соли можно взять 200 г квасцов)

В 5-6 л воды разводят известковое тесто, добавляют туда поваренную соль, растворенную в 0,5 л воды, и все перемешивают. Затем добавляют воду до 10 л и получают белый колер.
Если нужен цветной колер, то в белый состав добавляют замоченный в воде пигмент и тщательно перемешивают.

Рецепт 20
Колер на извести-кипелке с поваренной солью

На 10 л состава берут:
Извести-кипелки . ,......... 1500 г
Соли поваренной.......... 100 г
Пигмента по цвету....... . . . 400 г

В отдельной посуде в 0,5 л воды растворяют соль. Гасят известь. Во время гашения вливают раствор соли и тщательно перемешивают, после гашения процеживают через частое сито, доливают водой до рабочей густоты и получают белый колер. Цветной колер готовят путем добавления пигмента и тщательного перемешивания.

Рецепт 21
Колер на извести-кипелке с олифой

На 10 л состава берут:
Извести-кипелки ...........1500 г
Олифы.............50—100 г
Пигменты по цвету........Около 400 г

При гашении извести-кипелки в нее добавляют олифу, тщательно перемешивают, процеживают, добавляют воду до рабочей густоты и получают белый колер. Цветной колер приготовляют путем добавки пигмента. Мы приводим средние количества пигментов. То же относится и к воде. Цвет зависит от жирности извести и интенсивности пигмента.


 

При перепечатке обязательна активная обратная ссылка с указанием источника статьи: http://mafen.ru/. Вы также можете приобрести статьи на бирже