Опасные грузоперевозки

Сопровождение опасных грузов

Опасные грузы, отмеченные в Алфавитном указателе знаком «* *», перевозятся в сопровождении проводников грузоотправителя (грузополучателя) или бригады специалистов грузоотправителя (грузополучателя) с соблюдением требований настоящих Правил и раздела 21 Правил перевозок грузов. Без указанного сопровождения вагоны с такими грузами станцией отправления к перевозке не принимаются. Проводники, сопровождающие опасные грузы, кроме обязанностей, предусмотренных Правилами, должны знать служебную инструкцию по сопровождению данного груза, разработанную и утвержденную грузоотправителем, опасные свойства груза, меры оказания первой помощи, меры безопасности в аварийных ситуациях и следить в пути следования за соблюдением условий и мер безопасности, установленных для этого груза. Грузоотправитель обязан снабдить проводников и личный состав охраны необходимыми средствами индивидуальной защиты и спецодеждой, аптечкой, комплектом инструментов, первичными средствами пожаротушения и дегазации, а также необходимыми вспомогательными материалами. В случае обнаружения в пути следования неисправности вагона, из-за которой он не может следовать по назначению, вагон отцепляется от поезда, подается на специально выделенные пути и находится под охраной проводника. Если группу вагонов сопровождает один проводник, то от поезда отцепляется вся группа. Устранение неисправности осуществляется под наблюдением проводника в порядке, установленном МПС России. При обнаружении в пути следования вагонов с опасными грузами, которые в соответствии с настоящими Правилами должны сопровождаться проводниками грузоотправителя или грузополучателя, но следует без проводников, они должны задерживаться на станции до прибытия представителя грузоотправителя (грузополучателя). Указанные вагоны устанавливаются на специально выделенных путях станции или в другом безопасном месте, определенном в техническо-распорядительном акте станции (ТРА). Начальник станции, на которой задержан вагон, должен сообщить грузоотправителю (грузополучателю) через начальника станции отправления (назначения) груза о задержке вагона, а грузоотправитель (грузополучатель) обязан немедленно командировать своих представителей в пункт задержки. Отцепка на станциях отдельных вагонов с опасными грузами по причинам технической или коммерческой неисправности от групп вагонов, охраняемых военизированной охраной МПС, допускается в случаях, если может быть обеспечена охрана отцепляемого и отправляемых вагонов. В случае обнаружения в пути следования технических или коммерческих неисправностей вагона, следующего в сопровождении специалиста грузоотправителя (грузополучателя), он отцепляется от поезда и находится под охраной сопровождающего груз. Отцепка отдельных вагонов из-за неисправности от групп вагонов, следующих в сопровождении специалистов грузоотправителя (грузополучателя), запрещается. В этом случае отцепляется вся группа, о чем начальник станции должен сообщить дежурному по отделению железной дороги. По окончании ремонта или перегрузка опасного груза вагоны должны быть включены в состав задержанной группы вагонов и отправлены по назначению. Проводники, сопровождающие опасные грузы, должны знать служебную инструкцию по сопровождению данного груза, разработанную и утвержденную грузоотправителем, опасные свойства груза, меры оказания первой помощи, меры безопасности в аварийных ситуациях и должны следить за соблюдением мер безопасности, установленных для этого груза. Грузоотправитель обязан обеспечить проводников необходимыми средствами индивидуальной защиты, комплектом инструментов, необходимыми запасными материалами, заглушками, инструкцией для проводника, утвержденной главным инженером завода-грузоотправителя.

Код прикрытия

При наличии в составе поезда вагонов с опасными грузами в натурном листе поезда при заполнении сведений о составе поезда в графе “Код прикрытия” проставляется код наиболее опасного груза, имеющегося в составе поезда. Приоритетность кодов прикрытия следующая: 9, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 1, 2.

При заполнении сведений о вагонах в графе «Код прикрытия» отмечаются вагоны, требующие прикрытия в соответствии с правилами перевозок грузов. Коды проставляются в графе одним знаком в соответствии с признаком схемы прикрытия:

Вагон с людьми .............................................................................................. 1

Вагон с проводником (командой), сопровождающим груз ................... 2

Вагон с разрядным грузом ВВ ................................................................... 3

Вагон с разрядным грузом ЯВ ................................................................... 4

Вагон со сжатым или сжиженным газом (груженый или

порожний)1 ........................................................................................................ 5

Вагон с легковоспламеняющимся веществом (грузы подклассов

4.1 и 4.2), цистерна с легковоспламеняющейся жидкостью (грузы

класса 3) или кислотой ................................................................................. 6

Вагон с другими опасными грузами ............................................................ 7

Вагон с грузом 13-го разряда ..................................................................... 9

Схема прикрытия вагонов со сжиженным газом устанавливается в

соответствии с правилами перевозок грузов в зависимости от рода

подвижного состава (крытый вагон или цистерна) и характера

перевозимого груза.

Прикрытие вагонов с опасными грузами

Прикрытие – это минимальное число физических вагонов прикрытия вагона с опасным грузом от головы (хвоста) поезда, вагонов с людьми и т.д.

При формировании поезда с опасными грузами необходимо помнить о штемпелях на перевозочных документах, при этом одним из основных для формирования состава является штемпель прикрытия, например, «Прикрытие 3/3-3-3-3». Где: первая цифра – прикрытие от ведущего локомотива ( если дробь, то числитель – от паровоза на твердом топливе, знаменатель – от электровоза, тепловоза или паровоза на нефтяном топливе), вторая цифра – от подталкивающего локомотива на твердом топливе, со знаком «*» – от всех подталкивающих локомотивов, третья цифра – от вагонов с людьми, четвертая цифра – от локомотива на твердом топливе при маневрах, знак «0» – прикрытия не требуется.

Правильность постановки штемпеля «Прикрытие» можно проверить в алфавитных указателях грузов по наименованию груза.

Окраска специализированных цистерн для перевозки опасных грузов

Основная масса опасных грузов перевозится наливом в вагонах-цистернах, причём химические грузы перевозятся только в собственных цистернах. Окраска котлов на отдельные опасные (химические) грузы производится следующим образом. На цистерны, предназначенные для перевозки определенного груза, должен быть нанесен трафарет, (трафареты и знаки опасности указаны в алфавитном указателе раздела 41 Правил перевозок грузов) соответствующий роду перевозимого груза и знаки опасности. Вдоль продольной оси цилиндрической части наносится цветная полоса шириной 500 мм. Цвет полосы зависит от перевозимого груза. Над полосой в центральной части наносится наименование груза, под полосой - надпись: “С горки не спускать” ( если это предусмотрено в графе 4 приложения 1 к разделу 41 Правил перевозок грузов). Исключение составляют цистерны для перевозки метанола, у которых с правой стороны цилиндрической части котла (с обеих сторон) на расстоянии 50 мм левее хомута в черной полосе оставляются разрывы, образующие прямоугольники шириной, равной ширине черной полосы (500 мм), и длиной, необходимой для размещения следующей надписи: Метанол .
Эти прямоугольники окрашиваются в белый цвет. Такие же прямоугольники наносятся и в средней части обоих днищ под горизонтальной осью. Высота букв 154 мм. Левее этой надписи наносится рисунок — череп с перекрещивающимися костями.
Наружная поверхность цистерн для перевозки сжиженных газов окрашивается в светло-серый цвет. Вдоль котла цистерны с обеих сторон по средней линии наносятся отличительные полосы шириной 300 мм для аммиака желтого цвета, для хлора — защитного цвета, для сернистого ангидрида — черного, для бутана, бутилена, пропана и других горючих газов — красного цвета.

Наименование груза

Цвет котла

Цвет полосы

Этиловая жидкость

Алюминиевый

Нижняя часть h=250мм – черный

Зеленый

Желтый фосфор

Желтый

Красный

Метанол

Желтый. Броневой лист- черный

Черный

Сжиженные газы:

- амиак

- хлор

- сернистый ангидрид

- бутан, бутилен, пропан и др. горючие газы

Светло-серый

Желтый

Защитный

Черный

Красный

Знаки опасности

На транспортную тару и транспортные средства с опасными грузами наносятся знаки опасности, соответствующие классу и подклассу, к которому отнесен данный груз. На транспортную тару и транспортные средства, содержащие остатки опасных грузов, также наносят знаки опасности. Если груз обладает несколькими видами опасности, на упаковку и транспортные средства наносят все знаки, соответствующие этим видам опасности. При этом для газов подклассов 2.2, 2.4 на знаке опасности 6а вместо надписи “ЯД” указывается “Ядовитый газ”. Знаки опасности, наносимые на транспортные средства, должны иметь размер стороны квадрата 250 мм. На расстоянии 15 мм от кромок знака располагают рамку черного цвета. Вместо надписи между символами и номером класса на белом фоне проставляют номер аварийной карточки (см. рис. П.6.3, на форзаце Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам). Символы и цифры на знаках опасности должны быть нанесены черным цветом. Под знаком опасности на оранжевой прямоугольной табличке размерами не менее 120 х 300 мм с черной рамкой шириной 10 мм по краям, и высотой цифр в табличке не менее 25 мм указывается номер ООН, который указан в графе: “Номер ООН и наименование груза” перечня опасных грузов. Кроме этого при перевозках опасных грузов в крытых вагонах, при его отсутствии в перечне, номер ООН для твердых грузов 9 класса опасности - 3077, жидких - 3082. Высота цифр номера аварийной карточки должна быть 100 мм, номера под- класса — 50 мм. Бывает, что таблички опасный груз нового образца изготовляют из плотной бумаги с пленочным покрытием. Допускается применение для изготовления знаков других материалов, отвечающих требованиям ГОСТ 14192-77. Если цвет вагона совпадает с цветом знака, то знак обводят полосой белого цвета (ширина обводки 30 мм). Знаки опасности должны прикреплять на транспортные средства грузоотправители и удалять после выгрузки - грузополучатели. На специализированные вагоны знаки опасности должны наносить грузоотправители краской, устойчивой к атмосферным воздействиям, по трафарету. Такой знак после выгрузки не удаляют. На вагонах и контейнерах знаки опасности должны быть расположены таким образом, чтобы они были видны аварийно-спасательному персоналу. Знаки опасности располагают: на крытых вагонах — в центре двери с обеих сторон вагона; на контейнерах и контейнерах-цистернах — с четырех сторон и сверху; на универсальных контейнерах — рядом с номером контейнера; на цистернах - под горизонтальной линией с правой стороны. При этом соблюдается следующий порядок нанесения знаков опасности: Где: знак 1 - основной знак опасности; знаки 2,3 - дополнительные знаки опасности; 4 - серийный номер ООН; а - котел цистерны; б - стяжные хомуты. Схема Наносимые на цистерны трафареты, характеризующие свойства и наименование груза (в т.ч. и номер знака опасности), в необходимом и достаточном количестве указаны в графе “Номер знака опасности” перечня опасных грузов и в графе 4 перечня разрешенных к перевозке наливом грузов. Знаки опасности для взрывчатых материалов (ВМ) Знаки опасности в зависимости от подклассов ВМ выполняются в соответствии с рис. 2 стр.34 ППОГ. Цвет фона указанных знаков опасности — оранжевый. Высота цифр 1.4, 1.5, 1.6 составляет 30 мм, толщина — 5 мм. Надписи “Взрывается” при международных перевозках наносится на английском, французском или испанском языке. Знаки опасности должны иметь форму квадрата, поставленного на угол. Размер стороны квадрата должен составлять для знаков опасности, наносимых на упаковку и (или) транспортный пакет — не менее 100 мм (допускается уменьшать размер стороны квадрата до 50 мм, если не позволяют габаритные размеры упаковки, а вместо надписи “Взрывается” допускается сокращенная надпись “Взрыв”), а на контейнере, железнодорожное транспортное средство — не менее 250 мм. Рамка, наносимая черным цветом, должна располагаться на расстоянии 5 мм от кромки знака, наносимого на упаковку и (или) транспортный пакет, и 15 мм от кромки знака, наносимого на контейнер или железнодорожное транспортное средство. Условный номер ВМ наносится в равностороннем треугольнике, расположенном под знаком опасности (см. рис. 3 стр.36 ППОГ). Длина стороны треугольника должна быть не менее 50, 80 или 150 мм при нанесении его на грузовую единицу и не менее 250 мм — при нанесении условного номера на контейнер и железнодорожное транспортное средство. Рамка, наносимая черным цветом, должна располагаться на расстоянии 5 мм от кромки треугольника при стороне 50 или 80 мм и 15 мм при стороне треугольника 150 или 200 мм. Высота цифр условного номера ВМ должна быть 50 мм при стороне треугольника 150 или 200 мм. При небольших размерах грузовых мест размер стороны треугольника условного номера ВМ допускается уменьшать до 25 мм, а высоту цифр, определяющих условный номер груза — до 10 мм. Маркировка, характеризующая транспортную опасность груза, наносится на: упаковку и (или) транспортный пакет — на контрастном фоне или ярлыке рядом с манипуляционными знаками по ГОСТ 14192-77 (раздел 3 Правил перевозок грузов); контейнер — на дверь, боковые стенки и, если позволяет конструкция, на крышу; железнодорожное транспортное средство — в центре обеих дверей так, чтобы она была видна персоналу при проведении погрузочно-разгрузочных, маневровых, аварийно-восстановительных работ.

Аварийные карточки

Свойства опасных веществ, их взрывопожарная опасность, опасность для людей и животных, а также конкретные меры безопасности и предосторожности, которые должны соблюдаться при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, кроме радиоактивных веществ, указываются в аварийных карточках на группу веществ или на каждое вещество в отдельности. Аварийные карточки на наиболее массовые опасные вещества приведены в приложении 2 Правил безопасности и порядке ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам. О наличии аварийной карточки для данного опасного вещества и ее номере имеется указание в Алфавитном указателе Правил безопасности и порядке ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, а также в графе 2 сборников правил перевозок и тарифов № 370, 399 и приложения 2 Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам. При предъявлении этих грузов к перевозке грузоотправитель в накладной под наименованием груза обязан указать номер аварийной карточки, предусмотренной Правилами безопасности и порядком ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам и дополнениями к ним для данного груза в сокращенном виде: «АК №...». Номер аварийной карточки должен быть также проставлен грузоотправителем на знаках опасности, наносимых на контейнеры (вагоны) и на грузовые места с опасными грузами, перевозимыми в упаковке. На стадии приёмки перевозочных документов от грузоотправителя товарный кассир обязан проверить наличие опасного груза в указанной аварийной карточке. При предъявлении к перевозке опасных грузов, на которые аварийных карточек в «Правилах безопасности и порядке ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам» не имеется, грузоотправитель обязан заполнить аварийную карточку по форме, установленной МПС, с учетом примечаний, заверить ее печатью, надежно прикрепить ее к накладной и сделать в накладной под наименованием груза об этом отметку «АК приложена».

Допускаемые к перевозке опасные грузы

В крытых вагонах и контейнерах

К перевозке по железным дорогам допускаются опасные грузы, поименованные в Алфавитном указателе ( приложение 2 к Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам) и в Перечне опасных грузов класса 1 ( приложение 10 к Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам). Опасные грузы , не поименованные в Алфавитном указателе, но сходные по своим химическим свойствам и характеру опасности с грузами, перечисленными в нем, перевозятся на условиях, указанных грузоотправителем в накладной. При этом грузоотправитель должен в графе накладной "Наименование груза" указать наименование перевозимого груза в соответствии со стандартом или техническими условиями, сделать под ним отметку: "Груз перевозится на условиях ... (указывается наименование груза, к которому приравнивают данный груз, согласно Алфавитному указателю), АК приложена" и приложить аварийную карточку на перевозимый груз, а также проставить штемпеля. Перевозка опасных грузов, которые не могут быть приравнены к грузам, поименованным в Алфавитном указателе, или которые необходимо перевозить в специализированных или арендованных вагонах и контейнерах (в том числе в специализированных) или на условиях, не предусмотренных Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, допускается только по разрешению Министерства путей сообщения Российской Федерации, определяющему условия перевозки на основании ходатайства министерства, ведомства, в систему которого входит предприятие-грузоотправитель, или на основании ходатайства самого предприятия-грузоотправителя, не имеющего ведомственной подчиненности. Указанные ходатайства направляются в МПС России не позднее чем за 6 месяцев до начала перевозки. К ходатайству должны быть приложены в двух экземплярах характеристика груза и аварийная карточка по формам, установленным МПС России (приложение 3 к Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам и приложение 6 к Правилам безопасности и порядку ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам), подписанные руководителем предприятия-грузоотправителя и заверенные печатью, и согласие органов Госгортехнадзора. В случае необходимости по требованию МПС России должны быть представлены стандарты, технические условия и другие дополнительные документы.

В цистернах и бункерных полувагонах

К перевозке по железным дорогам наливом в цистернах и бункерных полувагонах допускаются грузы, указанные в сборниках правил перевозок и тарифов № 370, 399, специальных указаниях МПС. Перевозка других грузов может быть допущена только по разрешению МПС на основании ходатайства министерства, ведомства, в систему которого входит предприятие-грузоотправитель, с представлением характеристики груза по форме, установленной МПС.

Классификация опасных грузов

Опасные грузы в соответствии с ГОСТом 19433 – 88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» разделяются на следующие классы: класс 1 - взрывчатые материалы (ВМ); класс 2 - газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением; класс 3 - легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ); класс 4 - легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ); самовозгорающиеся вещества (СВ); вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой; класс 5 - окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (Оп); класс 6 - ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ); класс 7 - радиоактивные материалы (РМ); класс 8 - едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК); класс 9 - прочие опасные вещества. Опасные грузы каждого класса в соответствии с их физикохимическими свойствами, видами и степенью опасности при транспортировании разделяются на подклассы, категории и группы, указанные в Приложении 1 к Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам. Отнесение опасных грузов к определенному классу, подклассу, категории и группе производится в соответствии с ГОСТом 19433 - 88. Класс (подкласс) опасного груза, обладающего более чем одним видом опасности, устанавливается в соответствии с таблицей приоритета видов опасности ( ГОСТ 19433 - 88). Для таких грузов должны соблюдаться требования, предписанные как для класса приоритетной опасности, так и для классов дополнительной опасности. Информация о классе, подклассе, категории и группе опасности груза содержится в классификационном шифре. Рассмотрим данный вопрос на примере алкилфенола. В приложениии 2 ППОГ по алфавиту находим алкилфенол. В третьей графе «Классификационный шифр» находим шифр – 6163. Первая цифра шифра – 6 обозначает класс опасности – Ядовитые и инфекционные вещества (см. ППОГ). Вторая цифра обозначает подкласс опасности – 6.1 – Ядовитые вещества (см. ППОГ). Третья цифра – 6 обозначает категорию опасности – Нелетучие ЯВ без дополнительного вида опасности (см. ППОГ). Четвертая цифра – 3 обозначает группу опасности – низкая степень опасности. Для всех опасных грузов кроме 1, 2 и 7 классов существует три группы опасности: 1 – высокая степень опасности, 2 – средняя степень опасности, 3 – низкая степень опасности. Степень опасности и группу упаковки веществ каждого класса определяют критериями, установленными ГОСТ 19433-88. Грузы 2 класса по своим физическим свойствам и агрегатному состоянию делятся на шесть групп: 1 – сжатые, критическая температура которых менее -10°С, 2 – сжиженные, критическая температура которых не менее -10°С, но менее 70°С, 3 - сжиженные, критическая температура которых не менее 70°С, 4 - растворенные под давлением, 5 – сжиженные охлажденные, транспортируемые под давлением, близким к атмосферному, 6 – вещества в аэрозольной упаковке, вместимостью не менее 1000 см3 и находящихся под давлением не более 1Мпа (10 кгс/см2). Группа опасности для грузов 7 класса определяется в зависимости от категории упаковки: 1 – упаковка категории I, 2 – упаковка категории II, 3 – упаковка категории III, 4 – упаковка категории III с повышенным уровнем излучения и транспортируемая на условиях “исключительного использования”. Систему классификации грузов 1 класса опасности рассмотрим на примере пороха бездымного. В перечне опасных грузов класса 1 (Приложение к ППОГ) находим по алфавиту порох бездымный. Его классификационный шифр – 1.3.С. Первая цифра – 1 обозначает класс – взрывчатые материалы. Вторая цифра обозначает подкласс – 1.3 – Взрывчатые материалы пожароопасные, не взрывающиеся массой (см. ППОГ). Буква С обозначает группу совместимости – метательные ВВ и другие дефлагрирующие ВВ или изделия, их содержащие (см. ППОГ). Группа совместимости позволяет определить какие ВМ можно перевозить в одном вагоне (контейнере) (см. ППОГ).

Как определить что груз опасный

Необходимым и достаточным условием определения груза как опасного является наличие у него свойств, по которым он может быть отнесен к одному из классов опасности по ГОСТ 19433-88. Отнесение вещества к определенному классу производится грузоотправителем после проведения соответствующих требованиям ГОСТ 19433-88 испытаний. Вопрос правильности отнесения груза к опасным для работников МПС РФ решается на стадии оформления перевозочных документов. Наименование груза (берется из ГОСТа или Технических Условий на продукцию) сверяется с наименованиями грузов из Алфавитного указателя (Приложение 2), из Перечня (Приложение 10), находящихся в Правилах перевозок опасных грузов по железным дорогам (далее ППОГ), а также с наименованиями из Алфавитного указателя (Приложение 1) в разделе 41 Правил перевозки грузов. При наличии наименования в первых двух случаях и наличия наименования с отсутствием прочерка в графе «Класс, подкласс опасности» при перевозке наливом в цистернах груз является опасным. В противных случаях следует поступать в соответствии с п.1.3. Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам и параграфом 1 раздела 41 Правил перевозок грузов. Для остальных работников МПС РФ о том, что данный груз является опасным могут говорить следующие отличительные признаки: наличие штемпелей опасности на перевозочных документах; наличие трафаретов и знаков опасности на упаковках, вагонах, контейнерах; наличие кода прикрытия в натурном листе поезда.


Никто не определяет опасность

Никто не определяет опасность груза по ГОСТу . Только по ДОПОГ. Тут есть удобный справочник https://mospromznak.ru/spravochnik-oon.html - все опасные грузы занесены в таблицу в ДОПОГ. Там же указаны классы опасности и тип упаковки.

 

При перепечатке обязательна активная обратная ссылка с указанием источника статьи: http://mafen.ru/. Вы также можете приобрести статьи на бирже

Грузоперевозки