Соединение на болтах

Соединения на резьбе используются для деталей из самых разных материалов — металла, дерева, пластика и др. В основном для этого используются болты и гайки, реже — винты и шпильки.
Головки болтов и гаек должны быть примерно одинакового размера. Обычно под них
подкладывают шайбы из металла или какого-либо другого материала. Это позволяет не только увеличить опорную поверхность, но и предохранить соединяемые детали от повреждений.
Сначала пальцами гайку завинчивают до ее соприкосновения с поверхностью шайбы или детали, а уже потом затягивают ключом до отказа. Ключ как при завинчивании, так и при отвинчивании гаек ведут только на себя.
Чтобы не сорвать резьбу, очень важно правильно определить длину ключа. Для этого величину диаметра резьбы, выраженную в миллиметрах, нужно умножить на 15. Например, диаметр резьбы равен 10 мм. Умножив это число на 15, определяем, что ключ должен быть длиной 150 мм. Такой ключ обеспечит нормальную затяжку гайки и позволит избежать срыва резьбы.
Когда для соединения деталей используются несколько болтов и гаек, то завинчивать их нужно в три или четыре приема — сначала завинтить все гайки рукой до отказа, затем один или два раза подтянуть каждую из них ключом, и только потом затянуть их все полностью. Если завинчивать каждую гайку сразу до конца, детали могут покоробиться.
Концы болтов должны выступать над поверхностью гаек примерно на 2—3 нитки резьбы.
Если соединяемые детали будут подвергаться воздействию атмосферного воздуха, то, чтобы не допустить ржавчины, резьбу болтов и гаек перед завинчиванием нужно покрыть тонким слоем машинного масла.
Иногда гайки самопроизвольно развинчиваются. Особенно часто такое бывает в различных движущихся механизмах, а также в агрегатах, вибрирующих во время работы. Водители, которые «теряли» колеса, хорошо об этом знают. Чтобы избежать самопроизвольного развинчивания, можно использовать контргайки, то есть вторые гайки, которые навинчивают вслед за первыми и плотно к ним прижимают. Еще более надежным средством против самоотвинчивания является шплинт — кусок стальной проволоки полукруглого сечения, сложенный вдвое. Его применяют с прорезными гайками и болтами, имеющими в стержне отверстие.
Гайку затягивают так, чтобы прорезь совместилась с отверстием, а затем в него вставляют шплинт, концы которого разводят в разные стороны (см. рис. 16). Такая гайка не развинтится, по крайней мере, до тех пор, пока не сломается шплинт.
При разборке соединений каждую гайку сначала отвинчивают ключом, а потом, когда она будет свободно идти
по стержню болта,— пальцами.
Если гайка туго затянута и не поддается, нужно воспользоваться более длинным ключом. Если и это не поможет, попробуйте осторожно постучать молотком по рукоятке надетого на гайку ключа так, чтобы сдвинуть ее с мертвой точки. Бывает, что ключ плохо сцепляется с гайкой из-за того, что углы ее граней помяты или округлены. В этом случае их необходимо восстановить с помощью напильника. Резьбу ржавой гайки перед отвинчиванием смачивают керосином, а ржавчину сбивают легкими ударами молотка по головке винта и по бокам гайки.
Поврежденную резьбу на выступающем конце болта можно исправить лобзиком, тонкой ножовкой для металла или напильником.


 

При перепечатке обязательна активная обратная ссылка с указанием источника статьи: http://mafen.ru/. Вы также можете приобрести статьи на бирже